XLVII Международная филологическая научная конференция

Русская и татарская проза 1900-1920-х гг. в аспекте модернистской поэтики

Лейсан Галиахматовна Ибрагимова
Докладчик
старший преподаватель
Казанский государственный медицинский университет

2-у
2018-03-21
14:35 - 14:55

Ключевые слова, аннотация

модернизм, русская литература, татарская литература, сопоставительное литературоведение, проблемы поэтики

Тезисы

Русская и татарская проза 1900-1920-х  гг. в аспекте модернистской поэтики В современном литературоведении модернизм исследуется учеными в разных аспектах: с точки зрения предпосылок возникновения, принципов литературного творчества, проблем поэтики. И если для русской культуры и литературы модернизм расценивается как комплексное направление культурного развития XX века, то в татарском литературоведении эта проблема и по сей день остается дискуссионной и актуальной. Споры ведутся о временных границах модернизма, условиях его возникновения, о его художественно-эстетической природе, и, наконец, о правомерности выделения среди разнородных литературных явлений модернизма как самостоятельного литературного течения. Модернизм как литературное направление и метод в русской литературе в отечественной науке определяется через противопоставление реалистических и нереалистических эстетических систем. В татарском литературоведении проявляется иная тенденция – предпринимаются попытки обозначить границы модернистских и романтических произведений. Модернизм в татарской литературе 1-й трети ХХ в. проявляется как самостоятельное явление, репрезентирующее неклассическую картину мира (творчество М.Ханафи, А.Тангатарова, Ш.Ахмадиева, Г.Рахима, Г.Губайдуллина, некоторые произведения Ф.Амирхана, М.Гафури, и др.), так и как элемент поэтики романтических и реалистических произведений (в творчестве Ф.Амирхана, Г.Ибрагимова, Ш.Камала и др.).  Своеобразие модернизма в татарской литературе определяют произведения, в которых проявляется экзистенциальный тип художественного сознания. Системообразующие принципы модернизма в татарской литературе 1900-1920-х гг. проявляются наиболее наглядно в организации субъектной сферы произведений  Художественная система модернистских произведений вырастает на путях перекодировки в свете актуальных для татарских писателей идей и концепций, широко разработанных предшествующей традицией образов, символов и мотивов.