Трансформация шекспировского слова в метафорике Ч. Диккенса
Елизавета Александровна Шевченко
Докладчик
аспирант
Российский государственный гуманитарный университет
Российский государственный гуманитарный университет
2-у
2018-03-20
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Диккенс, Шекспир, метафора, заимствование, образность, влияние, шекспиризм
Тезисы
Особенностью
прозаического языка Ч. Диккенса является использование выразительных
средств, в основе которых лежит яркая образность, одно из основных мест принадлежит
метафоре. Метафора связывается с обновлением Диккенсом жанра романа, появлением
в нем новых тенденций, которые могут быть интерпретированы как предвестие
модернизма.
Метафора как троп соотносится с присущим Диккенсу богатым воображением. Она служит такому изображению действительности, за которое писателя относят к направлению фантастического реализма. При этом сама образность его метафор оказывается отчасти инспирирована Шекспиром.
Попадая в романный контекст, шекспировское слово переосмысляется повествователем или героем, становясь характеристикой мышления каждого соответственно. Для характеристики героя имеет значение понимание/ непонимание шекспировской образности, уместность ее употребления. В авторской речи обнаруживается продуктивность шекспировского сплетения в метафоре материальных и абстрактных образов, которые выстраиваются у Диккенса в новой, свойственной мировосприятию писателя системе, в основании которой лежит противоречие неживых людей и живых вещей. Обнаруживается также общий для двух писателей принцип кластерности метафор. Вызванная Шекспиром, метафора у Диккенса провоцирует рождение новых, уже самостоятельных диккенсовских метафор. Корни таких метафор одновременно уходят и в шекспировский текст, что дает основания также включить их в число шекспировских «эхо», и лежат в образно-идейной системе романа. Однозначно определить, вызвана ли метафора Шекспиром или независимой работой фантазии Диккенса, порой невозможно.
Метафора как троп соотносится с присущим Диккенсу богатым воображением. Она служит такому изображению действительности, за которое писателя относят к направлению фантастического реализма. При этом сама образность его метафор оказывается отчасти инспирирована Шекспиром.
Попадая в романный контекст, шекспировское слово переосмысляется повествователем или героем, становясь характеристикой мышления каждого соответственно. Для характеристики героя имеет значение понимание/ непонимание шекспировской образности, уместность ее употребления. В авторской речи обнаруживается продуктивность шекспировского сплетения в метафоре материальных и абстрактных образов, которые выстраиваются у Диккенса в новой, свойственной мировосприятию писателя системе, в основании которой лежит противоречие неживых людей и живых вещей. Обнаруживается также общий для двух писателей принцип кластерности метафор. Вызванная Шекспиром, метафора у Диккенса провоцирует рождение новых, уже самостоятельных диккенсовских метафор. Корни таких метафор одновременно уходят и в шекспировский текст, что дает основания также включить их в число шекспировских «эхо», и лежат в образно-идейной системе романа. Однозначно определить, вызвана ли метафора Шекспиром или независимой работой фантазии Диккенса, порой невозможно.