XLVII Международная филологическая научная конференция

Морис Баррес в рецепции М.А. Волошина

Наталия Николаевна Степанова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

190
2018-03-24
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

М.А.Волошин, французская литература конца XIX - начала XX веков, творчество Мориса Барреса, "Любви и смерти посвящается" (1903), "Греко, или тайна Толедо" (1912), "На службе у Германии" (1905)

Тезисы

Доклад посвящен восприятию русским поэтом М.Волошиным творчества М.Барреса, чьи художественные искания подготовили обновление французской словесной культуры и поэтического мышления, совершившееся на рубеже XIX-XX веков. М.Волошин назвал М.Барреса в числе писателей, за которыми пошло поколение 1914 г. французской молодежи. В очерке "Дух готики" М.Волошин негодует по причине разрушения готической архитектуры в Европе. В связи с этим он отметил книгу Барреса "Великая обида церквей Франции" (1914), в которой французский писатель выступил с призывом за сохранение церквей как памятников истории католицизма во Франции. В итальянских заметках М.Волошин рекомендовал тем, кто писал о Италии, прочитать книгу Барреса "Любви и смерти посвящается" (1903). Русского искусствоведа, каким был М.Волошин, и французского писателя объединило восхищение испанским художником Эль Греко. По мнению М.Волошина, чтобы принять и полюбить Эль Греко, необходимо читать книгу М.Барреса "Греко, или тайна Толедо" (1912). Год за годом М.Волошин пишет о парижских художественных выставках, о книжных новинках, в которых упоминиется имя Мориса Барреса. Живописец Жак-Эмиль Бланш (1861-1942) представил на одной такой выставке полотна, навеянные образами и пейзажами из романа "Сад Береники" (1891) М.Барреса. Под непосредственным руководством М.Волошина был сделан перевод рассказа Барреса "Коллекционер душ" (1893), вошедшем в состав его книги "О крови, сладострастии и смерти" (1894). М.Волошину принадлежит рецензия на роман Барреса "На службе у Германии" (1905), в которой русский критик дает свою оценку политическим пристрастиям Барреса, а также его националистической доктрине "Земля и мертвые".