Традиции и новаторство в образной системе эпопеи Ф.-Р. де Шатобриана "Начезы"
Анна Валентиновна Попова
Докладчик
доцент
Донецкий национальный университет
Донецкий национальный университет
139
2018-03-23
11:30 -
12:00
Ключевые слова, аннотация
Шатобриан; эпопея; конфликт;
система образов; романтическая поэтика
Тезисы
Доклад посвящен
исследованию особенностей поэтики одного из ранних произведений Ф.-Р. де Шатобриана
– эпопеи «Начезы», в которой обрел завершенность образ разочарованного
скитальца Рене. Здесь это «создание неведомого рода» раскрывается уже не через
исповедальное слово, как в одноименном «личном» романе, а во взаимоотношениях с
другими персонажами. Переход от классицистического и сентименталистского типа
мирочувствования к романтическому нашел отражение в образной системе эпопеи.
Рене, подобно эпическому герою, помещенный в центр развернутого повествования,
живописующего события, разворачивающиеся на земле и в горних сферах, изображен
погруженным в себя и безучастным к происходящему. Вместе с тем, именно он
оказывается двигателем сюжета, вокруг него группируются все персонажи. Оставаясь
внешне пассивным, Рене становится причиной большинства конфликтов в
произведении, в отношении к нему раскрываются остальные герои эпопеи.
Внешне традиционные
конфликты, представленные классическими любовными и иными треугольниками,
формируют систему образов, в которой персонажи образуют контрастные пары:
благородный дикарь – разочарованный европеец и рыцарь – мрачный злодей. Такое
противопоставление раскрывает инаковость главного героя, его амбивалентность и
принципиальное отличие от сентименталистской модели. Кроме того, Рене, фактом
своего появления провоцируя конфликты внутри племени начезов, обнажает и внутреннюю
неоднородность индейцев, которая проявляется в целом ряде образных оппозиций:
невинное дитя природы – коварное исчадие ада, мудрый старец – бескомпромиссный
патриарх, жена верная и жертвенная – неверная и корыстная. Персонажи,
изображенные в эпопее, и характер их взаимодействия имплицитно отражают полемику
Шатобриана с существующей традицией и поиск новой художественности.