Двенадцать писем из переписки П. И. Чайковского и С. И. Танеева 1880‒1881 гг.: о некоторых особенностях творческого мышления Танеева
Мария Львовна Монич
Докладчик
соискатель
СПб ГБПОУ "СПб МУ им. М.П.Мусоргского"
СПб ГБПОУ "СПб МУ им. М.П.Мусоргского"
9-я линия В.О. 2/11, ауд. 120
2018-03-22
12:00 -
12:20
Ключевые слова, аннотация
Танеев; русский стиль; контрапункт; творческий
процесс.
Тезисы
Одной из важнейших смысловых доминант эпистолярного
диалога С.И.Танеева и П.И.Чайковского в рассматриваемых письмах является обсуждение
путей развития национальной русской музыки. Танеев, опираясь на взгляды В.Ф.Одоевского
и Г.А.Лароша, выдвигает гипотезу, согласно которой необходимо приложить
контрапунктические методы работы, выработанные эпохой строгого письма к исконно
русскому мелодическому материалу ― церковным напевам и народным
песням.
Активно осмысливая процесс органичного
роста самобытного музыкального «дерева», ученик-Танеев не только постулирует весьма
непростые общие положения, связанные множеством условий (модель сложной
контрапозиции), но и обсуждает с учителем и другом конкретные методы и этапы
эмпирической проверки гипотезы.
Диалог представляет собой незамкнутое и нелинейное
пространство, в котором моменты появления идеи, перехода к способам ее воплощения
и первым результатам эксперимента не ограничены обозначенными рамками
эпистолярного общения ― ни хронологическими, ни формальными. Внутри же
этих рамок названные объекты обсуждения располагаются как элементы непоследовательного
ряда. Кроме того, в ходе переписки, носящей полемичный характер, условия исходной
аксиоматичной предпосылки не просто обсуждаются, но подвергаются критике, уточняются,
модифицируются, меняются, смещаясь на новый уровень рассмотрения.