Гендерные различия в стереотипе современного российского чиновника
Олеся Анатольевна Глущенко
Докладчик
профессор
Северо-Западный институт управления РАНХиГС
Северо-Западный институт управления РАНХиГС
195
2018-03-19
16:50 -
17:10
Ключевые слова, аннотация
Семантика, лингвокультурный типаж, стереотип, имидж, репутация
Тезисы
1. Чиновник – это активно обсуждаемый лингвокультурный
типаж, имиджевые и репутационные характеристики его, с одной стороны,
формируются стихийно, с другой стороны, являются объектом государственного и личностного
целенаправленного регулирования. Стереотип чиновника все время востребован в
общественной коммуникации, его необходимо исследовать регулярно для
прогнозирования общественного мнения и динамики социальных процессов.
2. В начале XXI в. российский чиновник был описан как
непривлекательный персонаж современного политического дискурса. За последнее
десятилетие моделируемый в языке лингвистический типаж чиновника претерпел определенные
изменения в части образно-оценочных репутационных характеристик.
3. В докладе проанализированы гендерно
противоположные современные стереотипные образы чиновника-женщины и
чиновника-мужчины, смоделированные на материале лингвистического ассоциативного
эксперимента и записей устной речи студентов Северо-Западного института управления-филиала
РАНХиГС.
4. Вектор имиджевых характеристик мужчины-чиновника
и женщины-чиновника полностью отвечает социальным ожиданиям: чиновники внешне
аккуратны и серьезны, придерживаются делового стиля в одежде и аксессуарах.
Репутационные характеристики, напротив, частично соответствуют требованиям
кодекса чести чиновника. Такой диссонанс характеристик мы связываем не столько
с негативным личностным опытом реципиентов (опыт взаимодействия студентов с
государственными структурами и чиновниками невелик), сколько с влиянием тиражируемого
в масс-медийной сфере социально-культурного стереотипа чиновника.