Шаманский сторителлинг в современном кинематографе
Анна Владимировна Конева
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
191
2018-03-24
16:00 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
Современное кино; сериал; сторителлинг; шаманский сторителлинг; сценарий; актуальные социальные проблемы в кино
Тезисы
Когда мы говорим о кинотексте, мы говорим, в первую очередь, о
той истории, которая рассказана, и всегда лишь во вторую о том, какими
средствами она рассказана и что лежит «за» этой историей. Люди, сочиняющие сюжеты и
пишущие истории, которые затем рассказываются, практически всегда остаются за
кадром. И тем не менее, именно их истории волнуют, привлекают и
провоцируют. Потому что история, чтобы состояться, должна быть рассказана.
Но современный кинематограф сильно отличается от кино, каким оно было еще несколько десятилетий тому назад. Ушли в прошлое сценарии типа "save the cat", иначе строятся хорроры и триллеры, до неузнаваемости изменились сериалы. Кино стало нарративным и психологичным, что требует от сценаристов совсем иного подхода. Современные школы сценарного мастерства говорят и пишут о «сценарном шаманизме», утверждая, что профессия писателя сценариев, профессия рассказчика историй требует особых приемов, чтобы строить историю, реально затрагивающую большую аудиторию, удерживающую ее внимание и плавно подводящую ее к катарсису. Современное кино, стоящее на позиции «сериализируй это», строит длинные нарративы, состоящие из многих эпизодов. Причем задачей сериальных фильмов, как в новых форматах он-лайн кинотеатров, так и полнометражных фильмов, обрастающих сиквелами и приквелами, оказываются задачи не развлекательные, а, скорее, психотерапевтические. Кинотекст современного фильма открывает уязвимость героев и ставит своей задачей помочь зрителям принять их собственную уязвимость. Поэтому сторителлеры все больше затрагивают «больные» и «острые» вопросы, такие как толерантность, насилие, одиночество, детский суицид и травля и другие. В докладе мы рассмотрим принципы «шаманского сторителлинга» на примере современного сериального кино.
Но современный кинематограф сильно отличается от кино, каким оно было еще несколько десятилетий тому назад. Ушли в прошлое сценарии типа "save the cat", иначе строятся хорроры и триллеры, до неузнаваемости изменились сериалы. Кино стало нарративным и психологичным, что требует от сценаристов совсем иного подхода. Современные школы сценарного мастерства говорят и пишут о «сценарном шаманизме», утверждая, что профессия писателя сценариев, профессия рассказчика историй требует особых приемов, чтобы строить историю, реально затрагивающую большую аудиторию, удерживающую ее внимание и плавно подводящую ее к катарсису. Современное кино, стоящее на позиции «сериализируй это», строит длинные нарративы, состоящие из многих эпизодов. Причем задачей сериальных фильмов, как в новых форматах он-лайн кинотеатров, так и полнометражных фильмов, обрастающих сиквелами и приквелами, оказываются задачи не развлекательные, а, скорее, психотерапевтические. Кинотекст современного фильма открывает уязвимость героев и ставит своей задачей помочь зрителям принять их собственную уязвимость. Поэтому сторителлеры все больше затрагивают «больные» и «острые» вопросы, такие как толерантность, насилие, одиночество, детский суицид и травля и другие. В докладе мы рассмотрим принципы «шаманского сторителлинга» на примере современного сериального кино.