Николай Вирта и «советский канон»
Валерий Юрьевич Вьюгин
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Мария Николаевна Нечаева
Докладчик
преподаватель
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
188
2018-03-23
16:50 -
17:10
Ключевые слова, аннотация
Николай
Вира; советская литература; социалистический реализм
Тезисы
Николай Вирта моментально приобрел известность после
публикации романа «Одиночество», который был помещен журналом «Знамя» в № 10 за
1935 год. С этого времени вплоть до начала 1950-х имя В. не сходит со страниц «Литературной
газеты» и частенько появляется в другой центральной печати наряду с именами маститых
советских писателей. Вслед за «Одиночеством» Вирта спешит закончить свой второй
роман «Закономерность» «о
подпольной борьбе троцкистских выродков», а затем сосредоточивается на
драматургии, пишет сценарии и регулярно получает поощрения и высокие награды: он
четырежды удостаивается Сталинской премии. Удача отворачивается от Вирты после смерти Сталина. Его начинают
критиковать как одного из адептов «теории бесконфликтности», и в то же время под
удар попадает его новая комедия «Гибель Помпеева», «где конфликт доведен уже до
своей противоположности»: в последней пьесе Вирта попытался угодить новым
разоблачительным веяниям «оттепели». Наконец, в 1954 году, накануне Второго
Всесоюзного его исключают из ССП за аморальное поведение. Почему Вирта, в
отличие от других своих современников, сделавших вполне успешную карьеру при
Сталине и сохранивших свои позиции в советском искусстве, оказался за бортом
после 1953 года? Вот вопрос, на который мы попытаемся обсудить в предлагаемом
докладе.