XLVII Международная филологическая научная конференция

Николай Вирта и «советский канон»

Валерий Юрьевич Вьюгин
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Мария Николаевна Нечаева
Докладчик
преподаватель
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

188
2018-03-23
16:50 - 17:10

Ключевые слова, аннотация

Николай Вира; советская литература; социалистический реализм

Тезисы

Николай Вирта моментально приобрел известность после публикации романа «Одиночество», который был помещен журналом «Знамя» в № 10 за 1935 год. С этого времени вплоть до начала 1950-х имя В. не сходит со страниц «Литературной газеты» и частенько появляется в другой центральной печати наряду с именами маститых советских писателей. Вслед за «Одиночеством» Вирта спешит закончить свой второй роман «Закономерность» «о подпольной борьбе троцкистских выродков», а затем сосредоточивается на драматургии, пишет сценарии и регулярно получает поощрения и высокие награды: он четырежды удостаивается Сталинской премии. Удача отворачивается от Вирты после смерти Сталина. Его начинают критиковать как одного из адептов «теории бесконфликтности», и в то же время под удар попадает его новая комедия «Гибель Помпеева», «где конфликт доведен уже до своей противоположности»: в последней пьесе Вирта попытался угодить новым разоблачительным веяниям «оттепели». Наконец, в 1954 году, накануне Второго Всесоюзного его исключают из ССП за аморальное поведение. Почему Вирта, в отличие от других своих современников, сделавших вполне успешную карьеру при Сталине и сохранивших свои позиции в советском искусстве, оказался за бортом после 1953 года? Вот вопрос, на который мы попытаемся обсудить в предлагаемом докладе.