К вопросу о вербальной репрезентации профессионального знания в англоязычном искусствоведческом дискурсе
Татьяна Ивановна Петухова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Елизавета Георгиевна Хомякова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
129
2018-03-23
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
профессиональное знание; искусствоведческий дискурс; когнитивно-эмотивный
механизм; интенциональность; формат знания
Тезисы
В докладе речь идет о
пространстве искусствоведческого дискурса, значимую роль в конструировании
которого играет профессиональная деятельность искусствоведа-критика,
обусловленная знаниями определенной структуры и особыми прагматическими
интенциями. Речемыслительная деятельность человека, актуализируемая в ходе
познавательного процесса, направленного на оценку творчества художника в целом
и его отдельных произведений в частности, основана на индивидуальных знаниях
искусствоведа, которые, с одной стороны, формируются на основе коллективных
знаний профессионального сообщества, а, с другой стороны, сами участвуют в
формировании когнитивного и социокультурного потенциала нации. Согласно
положениям когнитивной лингвистики, языковые значения не только отражают
объективный мир, но и репрезентируют определенные структуры знаний, которые
формируются в процессе субъективного познания мира индивидом. Основываясь на
своих знаниях, искусствовед конструирует особое дискурсивное пространство,
используя механизмы перспективизации, распределения внимания, детализации,
сравнения и др, которые эксплицируются на языковом уровне и могут быть
исследованы в ходе лингвокогнитивного и прагмадискурсивного анализа. Изучение языковой
репрезентации профессионального знания представляется наиболее полным при
условии рассмотрения проблемы интенциональности, так как это позволит в
значительной степени расширить объяснительный потенциал способов организации
информации в искусствоведческом дискурсе, который представляет собой, с одной
стороны, особый формат знания, а, с другой стороны, пространство, интегрирующее
когницию и коммуникацию и обладающее своей спецификой, обусловленной действием особых
механизмов формирования смысла, таких как, например, когнитивно-эмотивный
механизм эстетической эмпатии.