Произведения Povzdechy в чешской литературе
Татьяна Евгеньевна Аникина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
171
2018-03-23
17:20 -
17:40
Ключевые слова, аннотация
жанр, заголовочный комплекс, чешская литература, povzdech(y), Витезслав Незвал
Тезисы
В
чешской литературе существует ряд произведений, носящих название Povzdech (Вздох). Так, у Незвала (1900- 1958) находим три стихотворения с таким названием. Возможно, толчком для Незвала послужил, выполненный им за год до появления оригинального произведения перевод
стихотворения Малларме «Soupir» («Вздох»).
Чешское
слово ‘povzdech’ толкуется как Cлабое, тихое дыхание: легкий, болезненный,
горький вздох, а его переносное значение как
Проявление печали: он
записывал в блокнот свои вздохи (проявления тоски, печали) [SSJČ]. Переносное
значение благодаря иллюстрации сразу связывается с литературным творчеством. Чувством грусти, неторопливых размышлений, печали
наполнил Незвал свои
стихотворения-вздохи.
У старшего современника Незвала, Ярослава Врхлицкого (1853 -1912) также есть стихотворение-вздох, где отчетливо звучит тема напрасности усилий, слез, «тоски безумных сожалений». Тоска сожалений, о невозвратимости прошлого, на мой взгляд, и становится содержанием элегического жанрового образования вздохи.
Станислав Коста Нейман 7 ноября 1918 года к первой годовщине октябрьской революции публикует Вздох-эпиграмму.
В современной литературе вздохи встречаются все чаще. Что интересно, их часто кладут на музыку. Примером может служить "Вздох" Богуслава Рейнека, положенный на музыку Петрем Гудсем. В наши дни встречаются вздохи, написанные на жаргоне и в жанре абсурда. Существуют вздохи и в прозе, мы находим их в СМИ.
Итак, Povzdech (Вздох) - лирический или сатирический жанр, печальной или даже трагической, последнее в большой степени касается поэзии, эмоциональной окраски, посвященный невозвратимости прошлого и содержащий тоску от осознания необходимости подчиняться времени и сожаление о прекрасном прошлом.
Скорее всего жанровое образование Povzdech восходит к жанру молитвы, слезному молению, примеры которого можно найти и в византийской и в римской традиции.
У старшего современника Незвала, Ярослава Врхлицкого (1853 -1912) также есть стихотворение-вздох, где отчетливо звучит тема напрасности усилий, слез, «тоски безумных сожалений». Тоска сожалений, о невозвратимости прошлого, на мой взгляд, и становится содержанием элегического жанрового образования вздохи.
Станислав Коста Нейман 7 ноября 1918 года к первой годовщине октябрьской революции публикует Вздох-эпиграмму.
В современной литературе вздохи встречаются все чаще. Что интересно, их часто кладут на музыку. Примером может служить "Вздох" Богуслава Рейнека, положенный на музыку Петрем Гудсем. В наши дни встречаются вздохи, написанные на жаргоне и в жанре абсурда. Существуют вздохи и в прозе, мы находим их в СМИ.
Итак, Povzdech (Вздох) - лирический или сатирический жанр, печальной или даже трагической, последнее в большой степени касается поэзии, эмоциональной окраски, посвященный невозвратимости прошлого и содержащий тоску от осознания необходимости подчиняться времени и сожаление о прекрасном прошлом.
Скорее всего жанровое образование Povzdech восходит к жанру молитвы, слезному молению, примеры которого можно найти и в византийской и в римской традиции.