XLVII Международная филологическая научная конференция

Сюжет о загробной любви у Тургенева и Франса

Ирина Алексеевна Крылова
Докладчик
научный сотрудник
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Наталья Александровна Тулякова
Докладчик
доцент
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (Санкт-Петербург)

190
2018-03-19
16:15 - 16:35

Ключевые слова, аннотация

И.С. Тургенев; А. Франс; "Клара Милич"; "Лесли Вуд"; контактные литературные связи

Тезисы

Творчество И.С.Тургенева было хорошо известно современному французскому читателю и оказало заметное влияние на французскую литературу, в том числе на творчество Анатоля Франса. Писатели были знакомы лично, состояли в переписке и были авторам отзывов о творчестве друг друга. В докладе рассматривается, как сюжет о загробной любви, реализованный в повести «Клара Милич» («После смерти») (1883), преломляется в рассказе Франса «Лесли Вуд» (1890). Цель исследования – определить, какую роль играет тургеневский текст в рассказе Франса и каково восприятие его французским писателем.
Опора на тургеневский текст очевидна на различных уровнях. Прежде всего, Франс заимствует у Тургенева основной мотив – возможность общения и физической любви героя и его умершей возлюбленной, ведущих к его смерти. Кроме того, Франс прибегает к прямому цитированию французского перевода тургеневской повести в финале рассказа. Далее, позиция повествователя в «Кларе Милич» допускает различные интерпретации текста. Франс выбирает тот же прием, воздерживаясь от комментариев по поводу мистических прозрений Лесли Вуда. Наконец, общий тон обоих текстов можно определить как мистико-религиозный.
«Лесли Вуд» может рассматриваться как своеобразная художественная трактовка «Клары Милич», акцентирующая в тургеневской повести тему мистической любви. В свою очередь, отсылки к «Кларе Милич» служат обоснованием сочувственного отношения повествователя к персонажам «Лесли Вуда», который в цикле «Перламутровый ларец» представляет собой своего рода полемику с другим текстом о непорочном браке («Схоластика»). Прочитываемый в контексте тургеневской повести, данный сюжет лишается иронического оттенка и приобретает драматизм и трагизм.