Реэнектмент в современном искусстве: перформатив, игра, нарратив
Алина Владимировна Венкова
Докладчик
доцент
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
191
2018-03-24
11:30 -
12:00
Ключевые слова, аннотация
Реэнектмент; перформатив; игра; нарратив; переигрывание
Тезисы
Прием реэнектмента (переигрывания) представляет собой
повторное конструирование текста с целью обнаружения новых смыслов или
эстетических значений, становящихся очевидными в результате сдвига
первоначальных маркеров связности нарратива в эталонном источнике.
Переигрывание может строится на обнажении одного из
приемов, придающих тексту эстетическое значение.
1. Одним из возможных сценариев переигрывания является
его нацеленность на перформативное предъявление, где особое значение придается
поведенческим и экзистенциальным паттернам художника, превращающим рассказываемую
историю в предъявление следов старых травм или травестирование социальных
комплексов и стигм.
2. Переигрывание может содержать попытку превращения
истории, как правило авторитетной, важной или художественно значимой, в игру.
Тем самым устанавливается эстетическая дистанция между ролевой моделью и разыгрываемой
ролью.
3. Зачастую реэнектмент представляет собой повторную
реконструкцию некой истории, чья трактовка по мнению автора является
общепринято ошибочной. В этом случае переигрывание становится похожим на
нарратив постправды, удерживающий как эталонное событие, так и все последующие
его трактовки в конструировании рассказов о нем.
В докладе прием реэнектмента показан на материале
современного визуального и аудиовизуального искусства, приближающегося по форме
высказывания к кинематографическому нарративу. В качестве источников используются
работы Синди Шерман, Билла Виолы, Джереми Деллера, Пьера Юига, Ольги Тобрелутс,
в которых истории рассказываются через переигрывание и реконструкцию, с целью
вскрытия утраченных или деформированных смыслов и конструирования новых сюжетов.