Эссеистика М. Уэльбека в свете прагматики текста
Мария Владимировна Тищенко
Докладчик
доцент
Одинцовский филиал МГИМО МИД России
Одинцовский филиал МГИМО МИД России
139
2018-03-23
15:00 -
15:30
Ключевые слова, аннотация
Эссе; прагматика
текста; читатель в социокультурной практике; типология читателя; силовое
воздействие текста; нарративность.
Тезисы
Интерес к рассмотрению эссеистики М. Уэльбека в свете прагматики текста обусловлен антропоцентрической и лингвориторической парадигмами, при которых текст изучается в аспекте его порождения (позиция автора) и понимания (позиция читателя), в аспекте его воздействия на читателя, позволяет более полно раскрыть особенность построения текстов, порождаемых автором с определенной целью воздействия на читателя в соответствии с меняющейся коммуникативной ситуацией.Создавая
текст эссе, автор невольно выступает в прагматической роли, которая зависит от
цели и характеристик адресата, от условий речевой ситуации в целом. Так, к
универсальной роли автора в эссе можно отнести функцию интерпретатора текста.
Сущность эссе, по М. Эпштейну, заключается в совмещении различных способов миропостижения. Взаимные переходы, переключения из образного ряда в понятийный, из понятийного в бытовой, являются характерной чертой эссе. Без них эссе распадется и может превратиться в обыденное философское рассуждение. Важнейшее свойство эссе – подчеркнуто выраженный индивидуальный взгляд автора (главный жанрообразующий признак). Именно эта черта делает эссе выражением экзистенциального опыта автора, где «Я» – и субъект, и объект познания, а источник саморазвития личности – в ней самой.
Наше рассуждение о тексте литературно-художественного эссе ставит целью раскрыть силу воздействия жанра на читателя, в частности, показать общественный резонанс эссеистики М. Уэльбека, который в своих произведениях встраивает в жесткую, ясную, по-писательски простую схему "философию жизни" встревоженного европейца.
При рассмотрении эссеистики М. Уэльбека в свете прагматики текста мы выявили, что для литературно-художественное эссе этого автора характерно воздействие на читателя при помощи отождествления своего мнения с общепринятым мнением. Автор отождествляет свое мнение с мнением массового читателя.Он стремится показать, что он – один из народа, приобщиться к адресату, сделав его своим единомышленником.
Сущность эссе, по М. Эпштейну, заключается в совмещении различных способов миропостижения. Взаимные переходы, переключения из образного ряда в понятийный, из понятийного в бытовой, являются характерной чертой эссе. Без них эссе распадется и может превратиться в обыденное философское рассуждение. Важнейшее свойство эссе – подчеркнуто выраженный индивидуальный взгляд автора (главный жанрообразующий признак). Именно эта черта делает эссе выражением экзистенциального опыта автора, где «Я» – и субъект, и объект познания, а источник саморазвития личности – в ней самой.
Наше рассуждение о тексте литературно-художественного эссе ставит целью раскрыть силу воздействия жанра на читателя, в частности, показать общественный резонанс эссеистики М. Уэльбека, который в своих произведениях встраивает в жесткую, ясную, по-писательски простую схему "философию жизни" встревоженного европейца.
При рассмотрении эссеистики М. Уэльбека в свете прагматики текста мы выявили, что для литературно-художественное эссе этого автора характерно воздействие на читателя при помощи отождествления своего мнения с общепринятым мнением. Автор отождествляет свое мнение с мнением массового читателя.Он стремится показать, что он – один из народа, приобщиться к адресату, сделав его своим единомышленником.