Смысловые трансформации топоса в исторической перспективе. (К проблеме функционирования топики в литературе постриторической эпохи)
Евгений Анатольевич Филонов
Докладчик
научный сотрудник
Российская национальная библиотека
Российская национальная библиотека
124
2018-03-22
15:50 -
16:10
Ключевые слова, аннотация
топос; мотив; поэтическая формула; интертекст; историческая
поэтика
Тезисы
В последние десятилетия наметился интерес к изучению «готовых форм» за границами эпохи «рефлексивного
традиционализма». В литературоведении прослеживаются два подхода к данной
проблеме. С одной стороны, структуралистски ориентированные попытки построения
словарей мотивов (где эти единицы рассматриваются «в синхронии» как набор
инвариантов). С другой стороны, исследования в рамках исторической поэтики,
описывающие конкретные случаи сложного функционирования традиционных loci communes в
произведениях писателей-реалистов.
В докладе предлагается попытка
совместить эти два подхода ― в описании истории топоса, которое отвечало бы двум
задачам: во-первых, рассмотреть смысловые
трансформации топоса в исторической перспективе; во-вторых, описать его семантические
варианты как своего рода набор «словарных
значений», появляющихся на разных этапах его жизни.
Примером такого описания может стать судьба
романтического топоса-формулы «морщины на челе». Появляющаяся в
составе портретной характеристики героя в русской поэзии и прозе первой трети XIX
века формула получает два устойчивых значения: в элегической традиции ранние
морщины ― печать всеуносящего времени; в байронической традиции ― это знак
мистического опыта, возвышающего героя над остальными. В постромантической литературе
формула продолжает функционировать с некоторыми семантическими модификациями. Первое
значение получает дополнительный обертон: морщины ― символ напрасно
растраченной жизни (например, у С. Я. Надсона,
И. З. Сурикова и др.). Второе значение особым образом преломляется в
портретных характеристиках «героя из народа», где морщины оказываются знаком
специфического жизненного опыта, недоступного повествователю-интеллигенту и
возвышающего этого героя ― не над остальными (как у романтиков), но до
остальных.