Иностранный язык в магистратуре неязыкового вуза: ФГОС, программы и реальное положение дел
Надежда Георгиевна Беспятых
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
406
2018-03-22
10:20 -
10:40
Ключевые слова, аннотация
иностранные языки; ФГОС; программы; ВУЗы России; магистратура; неязыковой профиль; цели изучения дисциплины; количество аудиторных часов; профессиональная коммуникация; методы и приемы; мотивация.
Тезисы
Неоспорим тот факт, что в
современном мире знание иностранного языка не только желательно, но и
необходимо, по крайней мере для большинства людей с высшим образованием, стремящихся
к совершенствованию своего профессионального уровня как путем личного общения в
виде участия в международных программах и проектах, так и в поиске необходимой
профессиональной информации и виртуального общения.
Современные ФГОС высшего образования для уровня магистратуры неязыкового
профиля устанавливают высокую планку владения иностранным языком: выпускник
магистратуры должен владеть навыками письменного и устного иноязычного общения в
профессиональной среде. На основе этих стандартов были написаны и утверждены ВУЗами
программы по иностранному языку, в соответствии с которыми (проанализировано
более 20 программ по иностранному языку из разных ВУЗов России, полученных
путем случайной выборки) целью учебной
дисциплины является формирование
личности, которая должна вести профессиональную деятельность в
иноязычной среде, работать с научной литературой и интернет-источниками на
иностранных языках, вести устную и письменную профессиональную коммуникацию на
одном из иностранных языков; владеть навыками
реферирования и аннотирования научной литературы на иностранном языке; навыками
перевода и научного редактирования профессиональных текстов.
Если верить
проанализированным программам (а уровень знаний по иностранному языку у
поступивших в неязыковую магистратуру варьируется от 0 до единичных случаев
С1), то указанные цели достигаются за минимальное количество часов – от факультативных
занятий до максимум четырех часов аудиторных занятий в неделю в течение
одного–двух семестров. В такие успехи верится с трудом. В педагогической
литературе в последние годы встречается много работ, в которых обсуждается эта
тема и предлагаются различные способы и приемы решения этой проблемы, основным
же двигателем обучаемости студентов признается мотивация.