Аудитория как участник взаимодействия
Дмитрий Михайлович Колядов
Докладчик
старший лаборант
Европейский университет в Санкт-Петербурге
Европейский университет в Санкт-Петербурге
215
2018-03-22
15:00 -
15:30
Ключевые слова, аннотация
аудитория; участие; последовательность взаимодействия; мультимодальная коммуникация; конверсационный анализ
Тезисы
Как
известно на действия аудитории в
публичных речевых событиях накладываются
формальные и неформальные ограничения
(как и когда она
может
проявить себя в данном событии).
Возможность
«высказаться» появляется у аудитории
нечасто и не всегда от нее зависит.
Вероятно это подталкивает к тому, чтобы
считать действия аудитории никак не
влияющими на происходящее
в центре речевого события (однако ср.
[Atkinson 1984; Duranti 2003]).
Цель доклада состоит в том, чтобы показать, что аудитория может быть рассмотрена в качестве отдельной стороны-участника. С помощью конверсационного анализа видеозаписи ток-шоу «Гордон Кихот» (Вып. 3, 19.09.2008) демонстрируется, что аплодисменты и смех зрителей оказываются коммуникативными действиями, имеющими такое же значение, что и действия основных участников (ведущего и приглашенных гостей).
В первой части аплодисменты аудитории анализируются в ближайшем контексте. Обнаруживается, что в ряде случаев риторические приемы и жесты основных участников направлены на то, чтобы вызвать реакцию зрителей, указать в какой момент она будет уместной. Также учет аплодисментов проявляется в явных обращениях к зрителям (с призывом прекратить аплодисменты), в «сбоях» в речи говорящего (обрывах реплик, повторах, паузах), в его жестах и взглядах в момент аплодисментов.
Во второй части демонстрируется каким образом вмешательство аудитории в обмен репликами между основными действующими лицами влияет на ход взаимодействия, предоставляя возможности одним (уйти от ответа, сменить адресата) и ограничивая других (не позволяет добиться ответа на вопрос или взять слово).
Литература
Atkinson J. M. Our Master's Voices: The Language and Body Language of Politics. London, Methuen; Psychology Press, 1984.
Duranti A. The Voice of The Audience in Contemporary American Political Discourse / Georgetown University Round Table on Language and Linguistics. Linguistics, Languages and the Real World: Discourse and Beyond. Washington: Georgetown University Press, 2003. Pp. 114-136.
Цель доклада состоит в том, чтобы показать, что аудитория может быть рассмотрена в качестве отдельной стороны-участника. С помощью конверсационного анализа видеозаписи ток-шоу «Гордон Кихот» (Вып. 3, 19.09.2008) демонстрируется, что аплодисменты и смех зрителей оказываются коммуникативными действиями, имеющими такое же значение, что и действия основных участников (ведущего и приглашенных гостей).
В первой части аплодисменты аудитории анализируются в ближайшем контексте. Обнаруживается, что в ряде случаев риторические приемы и жесты основных участников направлены на то, чтобы вызвать реакцию зрителей, указать в какой момент она будет уместной. Также учет аплодисментов проявляется в явных обращениях к зрителям (с призывом прекратить аплодисменты), в «сбоях» в речи говорящего (обрывах реплик, повторах, паузах), в его жестах и взглядах в момент аплодисментов.
Во второй части демонстрируется каким образом вмешательство аудитории в обмен репликами между основными действующими лицами влияет на ход взаимодействия, предоставляя возможности одним (уйти от ответа, сменить адресата) и ограничивая других (не позволяет добиться ответа на вопрос или взять слово).
Литература
Atkinson J. M. Our Master's Voices: The Language and Body Language of Politics. London, Methuen; Psychology Press, 1984.
Duranti A. The Voice of The Audience in Contemporary American Political Discourse / Georgetown University Round Table on Language and Linguistics. Linguistics, Languages and the Real World: Discourse and Beyond. Washington: Georgetown University Press, 2003. Pp. 114-136.