Патриотизм как возвращение к супрематизму: история телевидения в фильме А. Сильвестрова "Прорубь" и рассказе В. Сорокина "Белый квадрат"
Иннокентий Яковлевич Урупин
Докладчик
научный сотрудник
Констанцский университет
Констанцский университет
2-у
2018-03-23
11:30 -
12:00
Ключевые слова, аннотация
Телекратия; территориализация; остранение; телевидение в кино и литературе; авангард; механическое телевидение
Тезисы
Сообщение посвящено двум новейшим попыткам эстетического обращения к
диспозитиву современного российского телевидения. Отталкиваясь от
наблюдения о связи между технологической замедленностью в развитии
телевидения и его институциональной и дискурсивной
государственно-национальной территориализацией (А. Абрамсон, Ж.
Деррида), доклад выявляет в произведениях Сильвестрова и Сорокина ряд
фигур остранения связанных с государством телевизионных семантик.
Остранение, в частности, достигается импликацией реверса истории техники
(понижение разрешения картинки) и индивидуальной истории (инфантилизация
телезрителя) или архаизацией языка телевидения (фольклорные нарративы,
ритмизация устной речи). При этом ключевой образ здесь – квадрат,
возвращающий одновременно к ранней телевизионной аппаратуре
(механическое телевидение) и к беспредметному искусству русского
авангарда с его собственным представлением о телевидении.