Мотив «дома» в сюжете романа И.А. Гончарова «Обрыва»
Чжэньчжэнь Тань
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2018-03-20
15:30 -
15:50
Ключевые слова, аннотация
И.А. Гончаров; Обрыв; мотив; дом; традиция; страдание
Тезисы
Мотив «дома» очень важен в развитии сюжетных линий главных героев романа: Бориса Райского, Татьяны Марковны, Веры, Марка Волохова.В начале романа Борис Райский, владелец поместья, живет в Петербурге в наемной холостяцкой квартире. У него нет круга близких людей, которых он мог бы воспринимать как свою семью. В докладе будет показано, как Борис Райский, приехавший в провинцию, чтобы сочинить роман, беспристрастно, «как в зеркале», описывая увиденное, постепенно начинает воспринимать жизнь этой «всероссийской щели» как близкую ему. Он наконец обретает свой дом.Татьяна Марковна Бережкова чтит законы гостеприимства. Когда в ее доме появляется чуждый ей Марк Волохов, она ведет себя как добрая хозяйка: гостя надо накормить и оставить на ночлег. В этом она следует старой традиции. Еще А.Н.Афанасьев писал: “Всякий странник, гость, вошедший под кров избы славянина, вступал под защиту очага”. Такой мотив часто встречается и в сюжете китайских романов. Бережкова способна понять, что старый порядок надо менять, если он мешает естественному ходу жизни (скандал в день именин с генералом Тычковым). Это знак, что дом Татьяны Марковны способен обновляться, он живой.Внутренний мир Веры во многом связан с особенностями “старого” дома: богатая семейная библиотека, портреты предков и т.д. Признав, что именно гордыня помешала ей понять, что на самом деле связывает их с Марком, она ищет поддержки у бабушки и переезжает из старого дома в новый. Две героини, представительницы двух поколений русской жизни, делают шаг навстречу друг другу.