Социально обусловленные проблемы развития учебной мотивации и критического мышления у студентов-иностранцев
Алина Валентиновна Шитова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
406
2018-03-27
13:40 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
студенты-иностранцы, мотивация, учебная деятельность, критическое мышление, таксономия Блума, установка, образовательные цели, диагностический тест, гаокао, успеваемость, когнитивная деятельность
Тезисы
Учащиеся из КНР обладают рядом качеств, отличающих
их от среднестатистического российского студента. Среди сильных сторон назовём умение
учиться, работоспособность, прилежание, способность быстро мобилизоваться и
активизировать все средства для усиленной подготовки к зачётам, тестам и
экзаменам. Согласно исследованиям, вышесказанное в основном обусловлено
особенностями китайской образовательной системы, вот уже 40 лет направленной на
подготовку школьников к трёхдневному gaokao (аналогу ЕГЭ), общегосударственному вступительному
экзамену в вуз, который может определить дальнейшую карьеру и косвенно судьбу
молодых людей. В целом тестирование играет важнейшую роль в процессе обучения в
китайских школах, однако оборотной стороной медали становится ориентированность на результат (т.е. факт
сдачи теста). Подкреплённая стремлением исполнить волю родителей (в рамках
бихевиористского подхода), направленность на результат становится внешним мотивом
и целью, способствуя закреплению в мозговых структурах учащихся внешней
(экстринсивной) мотивации, считающейся менее адаптивной по отношению к
внутренней (интринсивной). Установка, направленная на результат деятельности, ведёт
к снижению заинтересованности в самой деятельности и отсутствию стремления
повысить собственную компетентность, что негативно сказывается на развитии
критического мышления (Р. Пол,1994 г.), являющегося неотъемлемой частью
цивилизованного общества и демократического строя. Благодаря тому, что тесты в основном проверяют
знания учащихся, а также всеобщей формализации учебного процесса, многие учащиеся
т.о. остаются на уровне знания-понимания-применения (по иерархии мыслительных
процессов Б. Блума, 1956 г.). Проведённый нами диагностический тест подтверждает результаты
предыдущих исследований и поднимает ряд вопросов относительно модификации образовательных
целей.