Культурное пространство города в современной литературе Перми
Наталья Александровна Полякова
Докладчик
доцент
Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А.Вагнера
Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А.Вагнера
213
2018-03-24
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
культурное пространство; хронотоп; интерпретация; образ города; культурная ситуация.
Тезисы
В русской литературе сложился своеобразный «культ
пространства» (М. Бахтин). Проблема образного преломления социально-культурных
особенностей географического пространства в литературе приобрела в последние
десятилетия особую актуальность. С этой точки зрения интересна современная
пермская литература с ее кругом образов и мотивов, формирующих художественную
картину геокультурного пространства.
В романе Н. Земсковой «Город на Стиксе» основное место занимает обширный городской фон, погружающий читателя в культурную жизнь Перми конца 90-х годов XX века. Текст романа представляет собой целостное семантическое поле с заметно выраженной специфической областью культурных смыслов. Акцент поставлен на многообразии форм существования культуры в провинции, что дает возможность посмотреть на рассредоточенные в тексте «культурные» значения как на последовательную систему, функционирующую в рамках специфичного городского культурного пространства.
В произведениях Г. Вороновой импульсом к творчеству и источником вдохновения для героев становятся воспоминания о родном городе и способность перенестись в мир городских впечатлений. Творчество этого автора является своеобразным исследованием роли культурного пространства города в реализации скрытого до времени таланта.
Для пермской писательницы Н. Белоусовой (псевдоним Сова) важна не фактическая достоверность городского облика, а воссоздание собственных впечатлений и ощущений от него. Конструируя вымышленное культурное пространство, Н. Сова смещает его художественные доминанты на внутреннее духовное пространство творческой личности.
Изображение культурного пространства города в современной пермской литературе реализует ее связь с традицией создания «городского текста».
В романе Н. Земсковой «Город на Стиксе» основное место занимает обширный городской фон, погружающий читателя в культурную жизнь Перми конца 90-х годов XX века. Текст романа представляет собой целостное семантическое поле с заметно выраженной специфической областью культурных смыслов. Акцент поставлен на многообразии форм существования культуры в провинции, что дает возможность посмотреть на рассредоточенные в тексте «культурные» значения как на последовательную систему, функционирующую в рамках специфичного городского культурного пространства.
В произведениях Г. Вороновой импульсом к творчеству и источником вдохновения для героев становятся воспоминания о родном городе и способность перенестись в мир городских впечатлений. Творчество этого автора является своеобразным исследованием роли культурного пространства города в реализации скрытого до времени таланта.
Для пермской писательницы Н. Белоусовой (псевдоним Сова) важна не фактическая достоверность городского облика, а воссоздание собственных впечатлений и ощущений от него. Конструируя вымышленное культурное пространство, Н. Сова смещает его художественные доминанты на внутреннее духовное пространство творческой личности.
Изображение культурного пространства города в современной пермской литературе реализует ее связь с традицией создания «городского текста».