Визуальные коды пьесы А. Введенского "Елка у Ивановых"
Екатерина Сергеевна Шевченко
Докладчик
профессор
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
215-а
2018-03-26
13:00 -
13:30
Ключевые слова, аннотация
Введенский; театральность; интермедиальность; иератизм;
житийная икона; вертеп; лубок
Тезисы
А. Введенского в мире интересуют три
вещи: время, бог и смерть. В «Елке у Ивановых» эти абстрактные категории
получают театральное, т.е. зрелищное, воплощение. Театральность, соприкасаясь с
иными формами зрелищности, реализуется в пьесе через визуальные коды житийной иконы, вертепа и лубка.
Введенский использует средства
выразительности, исключающие психологическую трактовку образов. Четвертую стену
он превращает в плоскость, на поверхности которой разыгрывается подлинная
трагедия. При этом время (историческое, календарное, время суток, время
человеческой жизни и т.п.) активно вытесняется пространством и преодолевается
остановкой действия через смерть как единственно значимое событие в мире, где
бога больше нет. Ремарки выстаиваются Введенским как изображения, требующие
активного зрительного восприятия. Те из них, что открывают картины, уподобляются
житийным иконам с обрамляющими центральное
изображение клеймами. Благодаря этому
движения и жесты персонажей наделяются значениями скульптурности, статуарности,
иератизма, свойственными древнему изобразительному искусству и живописи.
Однако сакральное в том абсурдном мире, который описывает Введенский, бесконтрольно
смешивается с профанным. Иератизм открывающих
картины ремарок напоминает не только иконопись, но и ранний русский лубок, а появляющийся внутри
прозаической ремарки раешный стих усиливает
это сходство. Визуальные коды лубка
и вертепа ведут к эффекту огрубления
и порчи традиционной культуры, выродившейся в пузыревых, островых, пестровых и няньку-убийцу
Шметтерлинг.
Таким образом, свойственные древней
живописи, иконописи, лубку, вертепу формы выразительности выступают в пьесе
Введенского в качестве интермедиальных
кодов, определяющих ее специфическую
театральность.