XLVII Международная филологическая научная конференция

Советское "Домоводство" & русский "Домострой": нормы повседневной жизни и семейные компетенции

Елена Евгеньевна Левкиевская
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Российский государственный гуманитарный университет

213
2018-03-20
11:00 - 11:30

Ключевые слова, аннотация

фольклор, повседневные практики, советский и русский быт, домашнее пространство, домоводство, гендер, аксиология


Тезисы

В докладе будут рассмотрены два советских издания «Домоводства» (1957 и 1959 гг.) как проект, конструирующий нормы идеальной бытовой жизни советской сельской женщины. В этих книгах впервые после революции дается комплексное описание устройства всех сфер разумной, полноценной и удобной (насколько это позволяли советские реалии середины XX в.) бытовой повседневности как важной жизненной ценности, для создания и поддержания которой нужны постоянные осознанные усилия, а главное – умения и компетенции в ведении домашнего хозяйства, обучить которым были призваны оба издания «Домоводства». Опубликованные сразу после XX съезда, эти книги призваны были подвести символическую черту как под авантюрными экспериментами в области быта и семьи первых революционных десятилетий, так и под бытовым аскетизмом военных и послевоенных лет. Сама структура «Домоводства», последовательность глав эксплицируют традиционную аксиологическую систему, центром которой являются обустройство дома, хозяйства и уход за детьми. В этом смысле советское «Домоводство» (с поправками на особенности идеологии) продолжает традицию трактатов об идеальном домостроительстве, древнейшим из которых считается текст Ксенофонта «О хозяйстве» («Οίκονόμικος», V-IV вв. до н.э.), а наиболее известной, хотя и не единственной русской параллелью «Домострой» XVI в. Важной особенностью советского «Домоводства», принципиально отличающей его от всех предыдущих «домостроительных» трактатов (адресованных мужчине-хозяину), является его гендерная направленность: адресатом этой книги является советская сельская женщина-хозяйка, которая мыслится как главный распорядитель и движитель домашнего хозяйства, способная и без мужчины осуществлять всю полноту хозяйственных практик – от ухода за младенцем до обустройства приусадебного садоводства и животноводства.Например, в книге есть главы о гигиене женщины, о пошиве женской и детской одежды, но отсутствует информация о гигиене мужчины и мужской одежде.