Советское "Домоводство" & русский "Домострой": нормы повседневной жизни и семейные компетенции
Елена Евгеньевна Левкиевская
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Российский государственный гуманитарный университет
Российский государственный гуманитарный университет
213
2018-03-20
11:00 -
11:30
Ключевые слова, аннотация
фольклор, повседневные практики, советский и русский быт, домашнее пространство, домоводство, гендер, аксиология
Тезисы
В докладе будут рассмотрены два
советских издания «Домоводства» (1957 и 1959 гг.) как проект, конструирующий
нормы идеальной бытовой жизни советской сельской женщины. В этих книгах впервые
после революции дается комплексное описание устройства всех сфер разумной,
полноценной и удобной (насколько это позволяли советские реалии середины XX в.)
бытовой повседневности как важной жизненной ценности, для создания и поддержания
которой нужны постоянные осознанные усилия, а главное – умения и компетенции в
ведении домашнего хозяйства, обучить которым были призваны оба издания
«Домоводства». Опубликованные сразу после XX съезда, эти книги призваны были
подвести символическую черту как под авантюрными экспериментами в области быта
и семьи первых революционных десятилетий, так и под бытовым аскетизмом военных
и послевоенных лет. Сама структура «Домоводства», последовательность глав
эксплицируют традиционную аксиологическую систему, центром которой являются
обустройство дома, хозяйства и уход за детьми. В этом смысле советское
«Домоводство» (с поправками на особенности идеологии) продолжает традицию
трактатов об идеальном домостроительстве, древнейшим из которых считается текст
Ксенофонта «О хозяйстве» («Οίκονόμικος», V-IV вв. до н.э.), а наиболее известной, хотя и не единственной
русской параллелью «Домострой» XVI в. Важной
особенностью советского «Домоводства», принципиально отличающей его от всех
предыдущих «домостроительных» трактатов (адресованных мужчине-хозяину),
является его гендерная направленность: адресатом этой книги является советская
сельская женщина-хозяйка, которая мыслится как главный распорядитель и
движитель домашнего хозяйства, способная и без мужчины осуществлять всю полноту
хозяйственных практик – от ухода за младенцем до обустройства приусадебного
садоводства и животноводства.Например, в книге есть главы о
гигиене женщины, о пошиве женской и детской одежды, но отсутствует информация о
гигиене мужчины и мужской одежде.