Трансформация истории в сценариях и фильмах А. Тарковского ("Зеркало", "Андрей Рублев")
Ирина Анатольевна Мартьянова
Докладчик
профессор
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
2-у
2018-03-23
13:00 -
13:30
Ключевые слова, аннотация
Трансформация; история; сценарий; фильм; время.
Тезисы
Сценарии
и фильмы А. Тарковского "Зеркало" и "Андрей Рублев" демонстрируют разнообразную трансформацию истории личности и общества. Киноведами отмечено, что
«действие фильмов Тарковского обычно может быть
датировано очень точно... Сюжетное время, в которое
укладываются те или иные события человеческой и народной истории, у него
всегда синхронно всему времени, которое простирается по обе стороны сюжета
практически безгранично...» (М. Туровская). Кино для Тарковского — прежде всего индивидуальный поток времени, запечатленный в наблюдаемом.
В исповедальном тексте «Зеркала» нет хронологически последовательной модели повествования о времени и о себе. Сценаристы, А. Мишарин и А. Тарковский, стремились не столько номинировать, сколько запечатлеть время: сжать его до мгновения или растянуть до вечности. В абсолютном конце сценария наблюдаемое моделируется как взгляд из настоящего — во время, где переплелись прошлое, настоящее и будущее. Возникновение и сценария, и фильма было связано с чудом монтажа (известно около двадцати с лишним кардинальных монтажных вариантов картины). Ее целостность и внутренняя связь возникла в результате "еще одной, последней отчаянной перестановки" (А. Тарковский). Иной характер трансформации истории обнаруживает "Андрей Рублев" (имеются в виду и "Страсти по Андрею"), уже вследствие визуальной и научной гипотетичности личности главного героя и эпохи Древней Руси. Развертывание объемного литературного сценария А. Кончаловского и А. Тарковского (250 страниц) соответствует стреле времени — из исторического прошлого в настоящее. Возникновение дискретного фильма в новеллах произошло в результате его необходимого сокращения, когда приходилось "рубить по живому огромные куски" (А. Кончаловский).
В исповедальном тексте «Зеркала» нет хронологически последовательной модели повествования о времени и о себе. Сценаристы, А. Мишарин и А. Тарковский, стремились не столько номинировать, сколько запечатлеть время: сжать его до мгновения или растянуть до вечности. В абсолютном конце сценария наблюдаемое моделируется как взгляд из настоящего — во время, где переплелись прошлое, настоящее и будущее. Возникновение и сценария, и фильма было связано с чудом монтажа (известно около двадцати с лишним кардинальных монтажных вариантов картины). Ее целостность и внутренняя связь возникла в результате "еще одной, последней отчаянной перестановки" (А. Тарковский). Иной характер трансформации истории обнаруживает "Андрей Рублев" (имеются в виду и "Страсти по Андрею"), уже вследствие визуальной и научной гипотетичности личности главного героя и эпохи Древней Руси. Развертывание объемного литературного сценария А. Кончаловского и А. Тарковского (250 страниц) соответствует стреле времени — из исторического прошлого в настоящее. Возникновение дискретного фильма в новеллах произошло в результате его необходимого сокращения, когда приходилось "рубить по живому огромные куски" (А. Кончаловский).