XLVII Международная филологическая научная конференция

Сценическое искусство как способ установления равновесия между человеческой моралью и человеческой агрессией

Ирина Леонидовна Анастасьева
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

201
2018-03-27
10:30 - 11:00

Ключевые слова, аннотация

Театротерапия; монотеатр; Н. Евреинов; Ф. Юнгер; К. Лоренц

Тезисы

Рубеж XIX-XX вв. в России ознаменовался расцветом всех сфер искусства и науки, в том числе в театральной области. Одним из реформаторов русского сценического искусства был Н.Н. Евреинов. Исключительной ценностью его эстетической теории была попытка экстраполировать открытия театрального искусства в жизнь, таким образом, теория Евреинова касается вопросов бихевиоризма, человеческой адаптации в социальной среде, изучения способов преодоления опасных для общества качеств, например, животной жестокости. Эти же вопросы волновали представителей немецкой и австрийской философской мысли Ф.Г. Юнгера (Jünger) и К. Лоренца (Lorenz). Труд Лоренца «Так называемое зло» совпадает с открытиями Евреинова в представлении о том, что чувство агрессии и раздражения ─ естественные реакции и проявления психики живого существа даже в те минуты, когда не имеется внешнего раздражителя. Инстинкт театральности, по мнению русского драматурга, позволит человеку контролировать подобные эмоции и преодолевать их с помощью законов сценического искусства. Вывод книги Юнгера «Игры. Ключ к их значению» ─ жизнь может быть естественной и полноценной только в том случае, если она игра, в том числе драматургическая. Попытка проанализировать сходства и различия в подходах к игровой культуре представителей разных стран, отстающих друг от друга во времени, представляет огромный интерес для исследователей философского содержания концепта игровой культуры.