Сценическое искусство как способ установления равновесия между человеческой моралью и человеческой агрессией
Ирина Леонидовна Анастасьева
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
201
2018-03-27
10:30 -
11:00
Ключевые слова, аннотация
Театротерапия; монотеатр; Н. Евреинов; Ф. Юнгер; К. Лоренц
Тезисы
Рубеж XIX-XX вв. в России ознаменовался расцветом всех сфер искусства и науки, в том
числе в театральной области. Одним из реформаторов русского сценического
искусства был Н.Н. Евреинов. Исключительной ценностью его эстетической теории
была попытка экстраполировать открытия театрального искусства в жизнь, таким образом,
теория Евреинова касается вопросов бихевиоризма, человеческой адаптации в
социальной среде, изучения способов преодоления опасных для общества качеств, например,
животной жестокости. Эти же вопросы волновали представителей немецкой и
австрийской философской мысли Ф.Г. Юнгера (Jünger) и К. Лоренца (Lorenz). Труд Лоренца «Так
называемое зло» совпадает с открытиями Евреинова в представлении о том,
что чувство агрессии и раздражения ─ естественные реакции и проявления психики
живого существа даже в те минуты, когда не имеется внешнего раздражителя. Инстинкт
театральности, по мнению русского драматурга, позволит человеку контролировать
подобные эмоции и преодолевать их с помощью законов сценического искусства.
Вывод книги Юнгера «Игры. Ключ к их значению» ─ жизнь может быть естественной
и полноценной только в том случае, если она игра, в том числе драматургическая.
Попытка проанализировать сходства и различия в подходах к игровой культуре представителей
разных стран, отстающих друг от друга во времени, представляет огромный интерес
для исследователей философского содержания концепта игровой культуры.