Термин «фуга» в письмах И. С. Баха, Дж. Б. Мартини, Дж. Б. Паули
Анатолий Павлович Милка
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова; Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова; Санкт-Петербургский государственный университет
9-я линия В.О. 2/11, ауд. 120
2018-03-21
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
фуга; канон; И.С. Бах; письма; словари; термины
Тезисы
В
письмах И. С. Баха (J. S. Bach), Дж. Б. Мартини (G. B. Martini), Дж. Б. Паули (J. B. Pauli) речь идёт
о «прусской фуге» (exemplar der Preußischen Fuge), а также о «фуге прусского короля» (la fuga del Ré di Prussia),
хотя а) прусской фуги как разновидности не существует (в
отличие, например, от известного вида —
венской басовой фуги); б) фуга, о которой идёт речь, сочинена не королём
Пруссии Фридрихом II, а Бахом.
В
словарях музыкальных терминов и музыкальных энциклопедиях обычно упоминаются
два толкования термина «фуга», указывающие на две музыкальные формы: 1) фугу в
обычном её понимании и 2) канон.
Вместе
с тем, в музыкантском сообществе живое употребление термина, отражённое в источниках
баховского времени (и близкого к нему), включало в себя, кроме двух упомянутых
значений, ещё одно понимание фуги — как темы, или как темы фуги.
В
одном из словарей музыкальной терминологии 2012 года учтены особенности
использования термина в некоторых трактатах.
Даны ссылки на трактаты А. Берарди (A. Berardi) и И. Г. Вальтера (J. G. Walther). На
самом же деле круг авторов был более широким. Достаточно сослаться хотя бы ещё
на трактаты С. Черрето (S. Cerreto), А. Бертали (A. Bertali), И. Бэра (J. Beer), Дж. М. Бонончини (G. M. Bononcini).
Приводимые в сообщении данные позволяют ещё раз убедиться в том, что
корректная трактовка того или иного музыкального термина невозможна на основе лишь
терминологических словарей, но нужно учитывать их использование в соответствующих
трактатах, руководствах и других документальных источниках. В письмах Баха,
Мартини и Паули сказанное позволяет трактовать названные выше термины как «фугу
на тему прусского короля».