Гендерный аспект выражения несогласия в устном академическом дискурсе (на материале корпуса MICASE)
Яна Владимировна Барсова
Докладчик
аспирант
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
215-а
2018-03-20
17:20 -
17:40
Ключевые слова, аннотация
дискурс; академический дискурс; средства выражения несогласия;
гендер
Тезисы
Одной из
ключевых коммуникативных характеристик академического дискурса является
полемичность. Ряд исследователей утверждают, что в речевом поведении мужчин и
женщин обнаруживаются тенденции к разным тактикам полемики: мужчины чаще
прибегают к эксплицитным средствам выражения несогласия, за счет чего
достигается более успешное конструирование «статуса эксперта». Также
высказывалось предположение, что коммуникативное взаимодействие преподавателей
с учащимися обладает гендерной спецификой: стратегия поведения женщин в
научно-академической коммуникации характеризовалась как направленная на
поощрение учащихся в большей степени, чем это свойственно мужчинам. При
исследовании коммуникативной ситуации несогласия, в которой преподаватель
исправляет сделанную учащимся ошибку или не соглашается с его мнением (на
материале корпуса текстов MICASE), мы выявили несущественные различия по
гендерному признаку. В устном академическом дискурсе в американской
лингвокультуре тактика смягчения и некатегоричности критики преобладает в речи
специалистов обоих полов. Для реализации этой тактики мужчины и женщины широко
используют такие прагматические средства, как наречия-деинтенсификаторы,
дискурсивные маркеры well, um, okay, right, речевую формулу похвалы и др.