Языковая реализация и феноменологическая функция символа «дом» в поэме М. Цветаевой «Попытка комнаты»
Ирина Викторовна Якушевич
Докладчик
профессор
Московский городской педагогический университет
Московский городской педагогический университет
195
2018-03-20
18:00 -
18:20
Ключевые слова, аннотация
семантико-семиотическая модель
символа, знак, означающее, означаемое, детализация пространства, феноменологическая
функция символа
Тезисы
1.Доклад
посвящен знаково-семантической модели символа как константы культуры, а также
его языковой реализации и когнитивной функции в поэтическом тексте. Актуальность
темы обусловлена общенаучной потребностью лингвистического описания символа и необходимостью
оперировать им как единой смысловой структурой в практике
создания и декодирования текста.
2. Слово-символ – это билатеральный мотивированный знак (Р. Барт), чье означающее выражено лексемой и называет некий чувственный образ, а означаемое есть закрепленная за этим образом в культуре народа система символических значений, подобных означаемому и воспроизводимых в сознании вне контекста. Означающее символа «дом» (лексема дом) состоит из фонемного ряда <дом> и двух понятий об эмпирическом образе: 1) ‘здание, строение’, 2) ‘жилое помещение’. Означаемое многозначно и обусловлено славянскими мифологическими представлениями о доме: 1) дом–мироздание, 2) дом–тело человека, 3) дом–душа человека, 4) дом–смерть.
3. В тексте модель выражена словом, словосочетанием, предложением, содержащим реноминации исходных означающего и означаемого символа.
4. В поэме М. Цветаевой "Попытка комнаты" означающее выражено словом комната и номинациями деталей пространства: три стены, потолок, коридоры, пол, стол, стул, рояль, зеркало. Означаемое всех пространственных реализаций символа «дом» – ‘душа и любовь лирической героини’. По мере течения стихового времени (С. В. Шервинский) длительность текста семантизируется в развернутую материализацию пространства сна, которое на глазах создает лирическая героиня, ожидая во сне встречи с возлюбленным.
5. В поэме символ выполняет не только свойственную ему гносеологическую функцию (пространство комнаты подобно душе), но и феноменологическую: заданное моделью, символическое значение ‘душа’ порождает сновидческую реальность комнаты и "диктует" появление в ее пространстве деталей, а также лирического героя.
2. Слово-символ – это билатеральный мотивированный знак (Р. Барт), чье означающее выражено лексемой и называет некий чувственный образ, а означаемое есть закрепленная за этим образом в культуре народа система символических значений, подобных означаемому и воспроизводимых в сознании вне контекста. Означающее символа «дом» (лексема дом) состоит из фонемного ряда <дом> и двух понятий об эмпирическом образе: 1) ‘здание, строение’, 2) ‘жилое помещение’. Означаемое многозначно и обусловлено славянскими мифологическими представлениями о доме: 1) дом–мироздание, 2) дом–тело человека, 3) дом–душа человека, 4) дом–смерть.
3. В тексте модель выражена словом, словосочетанием, предложением, содержащим реноминации исходных означающего и означаемого символа.
4. В поэме М. Цветаевой "Попытка комнаты" означающее выражено словом комната и номинациями деталей пространства: три стены, потолок, коридоры, пол, стол, стул, рояль, зеркало. Означаемое всех пространственных реализаций символа «дом» – ‘душа и любовь лирической героини’. По мере течения стихового времени (С. В. Шервинский) длительность текста семантизируется в развернутую материализацию пространства сна, которое на глазах создает лирическая героиня, ожидая во сне встречи с возлюбленным.
5. В поэме символ выполняет не только свойственную ему гносеологическую функцию (пространство комнаты подобно душе), но и феноменологическую: заданное моделью, символическое значение ‘душа’ порождает сновидческую реальность комнаты и "диктует" появление в ее пространстве деталей, а также лирического героя.