Принципы наррации в VR-фильме
Любовь Дмитриевна Бугаева
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
191
2018-03-24
12:30 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
VR-кино; энактивность; кинонарратив; драматический конфликт; уровни наррации
Тезисы
Отличительной чертой VR-кино, как и нейрокино, является энактивность. В основе
энактивного подхода лежит представление о том, что восприятие есть чувственно
направленное действие; поток наррации осуществляется не только в процессе
осознанного восприятия вербально-визуальных рядов фильма, но и в результате
бессознательной психофизиологической вовлеченности зрителя в происходящее на экране.
Принципы наррации в VR-кино во многом отличаются от построения нарратива в кинематографе классического периода. Создатели VR-фильмов активно осваивают новые технологии с тем, чтобы интегрировать зрителя в кинореальность и, если не стереть, то проблематизировать грань между иллюзией и реальностью. В результате, VR-кинематограф меняет привычные формы представления героя на экране, построение драматического конфликта и сами принципы кинонаррации. Так, в VR-фильме «Ego Cure» (С. Элишка) зритель оказывается на разных уровнях восприятия вовлеченным как в конфликт между хореографом, продюсером и танцорами, так и в борьбу, происходящую в сознании главной героини – хореографа. Внутренняя борьба героини представлена в VR и 360°, при этом драматическое развитие действия связано с переходами от компьютерной графики к стереоскопическим изображениям, от обычного цифрового кино к 360° и сопровождается сложным рисунком звукового оформления.
Подобный мультимодальный нарратив требует прогнозирования реакции зрителя. Однако энактивный кинематограф не только манипулирует эмоциями, но и дает возможность адаптировать произведение искусства в соответствии с ожиданиями и желаниями зрителя. В докладе предпринимается попытка сформулировать принципы наррации в VR-фильме и обозначить основные тенденции в развитии VR-кино.
Принципы наррации в VR-кино во многом отличаются от построения нарратива в кинематографе классического периода. Создатели VR-фильмов активно осваивают новые технологии с тем, чтобы интегрировать зрителя в кинореальность и, если не стереть, то проблематизировать грань между иллюзией и реальностью. В результате, VR-кинематограф меняет привычные формы представления героя на экране, построение драматического конфликта и сами принципы кинонаррации. Так, в VR-фильме «Ego Cure» (С. Элишка) зритель оказывается на разных уровнях восприятия вовлеченным как в конфликт между хореографом, продюсером и танцорами, так и в борьбу, происходящую в сознании главной героини – хореографа. Внутренняя борьба героини представлена в VR и 360°, при этом драматическое развитие действия связано с переходами от компьютерной графики к стереоскопическим изображениям, от обычного цифрового кино к 360° и сопровождается сложным рисунком звукового оформления.
Подобный мультимодальный нарратив требует прогнозирования реакции зрителя. Однако энактивный кинематограф не только манипулирует эмоциями, но и дает возможность адаптировать произведение искусства в соответствии с ожиданиями и желаниями зрителя. В докладе предпринимается попытка сформулировать принципы наррации в VR-фильме и обозначить основные тенденции в развитии VR-кино.