Специфика функционирования концептуальной метафоры «жизнь» и «судьба» в кинотексте
Янь Ли
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
195
2018-03-19
17:30 -
17:50
Ключевые слова, аннотация
концептуальная метафора; метафорическая парадигма; жизнь; судьба; кинотекст
Тезисы
Доклад посвящен рассмотрению вербализации в кинотексте двух базовых концептов метафорического значения «жизнь» и «судьба». В данной работе выделяется и анализируется метафорическая парадигма, соотнесённая с понятием «жизнь», в которую входит 6 метафорических проекций: «жизнь – дорога, путь»; «жизнь – жидкость»; «жизнь – сущность»; «жизнь – азартная игра»; «жизнь – борьба»; «жизнь – строительство, стройка», а также метафорическая парадигма, связанная со словом «судьба», которая подразделяется на метафорические модели: «судьба – человек»; «судьба – сущность»; «судьба – состояние воздуха».
Общеизвестно, что в каждой культуре концептуальная картина мира имеет свои составляющие, среди которых всегда существуют такие ключевые концепты как «жизнь», «судьба», выступающими главными единицами картины мира и обладающими значимостью, как для отдельной языковой личности, так и для лингвокультурного сообщества в целом. Для русской языковой картины мира свойственна устойчивая метафорическая связь «жизнь – дорога». Представление о жизни как о некоем пути основывается на сходстве реального физического передвижения и процесса существования человека. В киноязыке также наблюдается ряд выражений, в которых жизнь воспринимается как сущность, которую можно украсить, испортить, переломить, сломать и т.д. Жизнь может восприниматься как сражение, борьба. В репликах героев часто наблюдается олицетворение феномена «судьба», при этом судьба может помиловать кого-н., бросать кого-н. куда-н., также она фигурирует как сущность, которой можно владеть и которую можно захватить.
Концептуальные метафоры служат средством образного выражения мыслей и чувств героев фильмов, а также эффективным средством большой убедительной силы, позволяющим мгновенно схватывать суть явления или идеи. Изучение культурных феноменов в метафорическом употреблении позволяет более полно представить русский ментальный ландшафт.
Общеизвестно, что в каждой культуре концептуальная картина мира имеет свои составляющие, среди которых всегда существуют такие ключевые концепты как «жизнь», «судьба», выступающими главными единицами картины мира и обладающими значимостью, как для отдельной языковой личности, так и для лингвокультурного сообщества в целом. Для русской языковой картины мира свойственна устойчивая метафорическая связь «жизнь – дорога». Представление о жизни как о некоем пути основывается на сходстве реального физического передвижения и процесса существования человека. В киноязыке также наблюдается ряд выражений, в которых жизнь воспринимается как сущность, которую можно украсить, испортить, переломить, сломать и т.д. Жизнь может восприниматься как сражение, борьба. В репликах героев часто наблюдается олицетворение феномена «судьба», при этом судьба может помиловать кого-н., бросать кого-н. куда-н., также она фигурирует как сущность, которой можно владеть и которую можно захватить.
Концептуальные метафоры служат средством образного выражения мыслей и чувств героев фильмов, а также эффективным средством большой убедительной силы, позволяющим мгновенно схватывать суть явления или идеи. Изучение культурных феноменов в метафорическом употреблении позволяет более полно представить русский ментальный ландшафт.