Модель «вложенных сознаний». Анализ фильма «Идиот» И. Пырьева.
Роман Максович Перельштейн
Докладчик
доцент
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
129
2018-03-22
17:00 -
17:30
Ключевые слова, аннотация
cознание; медленное чтение; кинематограф; автор; герой
Тезисы
Высшую инстанцию сознания Сократ
называет разумом, и, разделив сознание на уровни, именует этот уровень
надындивидуальным. Разум никак не связан с полученным извне готовым знанием.
Разум черпает знание о самом себе и о мире из таких глубин самого себя, где
сначала заканчивается мир, а затем и сам разум. Разум - это состояние ума без
ума или как выразился бы индусский джняни состояние
без эго. Русская религиозная философия будет говорить об этом
состоянии сознания как о «творчестве сверхличных ценностей», а современная западная
гуманитаристика, вышедшая из под влияния
Фрейда и переосмыслившая в трансперсональном ключе наследие Юнга,
назовет область знания, которая граничит с мистическим опытом, «вечной
философией». Параллель между Божественной сферой
сознания и сократовским Разумом представляется вполне оправданной, что
позволяет говорить о «Божественной сфере» в контексте не только древнегреческой
философии и христианства, но и ведического знания.
Итак, высший образ всякой вещи инспирирован сферой Божественного сознания. Пропущенный через сознание автора высший образ вещи превращается в образ, ставший вещью. Таков, например, герой Ф.М. Достоевского князь Мышкин, таков созданный на экране Ю. Яковлевым его герой в экранизации «Идиота». Сфера сознания героя является третьим элементом художественной вселенной. «Работая» с художественной тканью фильма И. Пырьева «Идиот» (Настасья Филипповна)» мы изучим взаимосвязь трех сфер единого Сознания и предпримем попытку доказать актуальность такого подхода при анализе духовной проблематики киноискусства.
Итак, высший образ всякой вещи инспирирован сферой Божественного сознания. Пропущенный через сознание автора высший образ вещи превращается в образ, ставший вещью. Таков, например, герой Ф.М. Достоевского князь Мышкин, таков созданный на экране Ю. Яковлевым его герой в экранизации «Идиота». Сфера сознания героя является третьим элементом художественной вселенной. «Работая» с художественной тканью фильма И. Пырьева «Идиот» (Настасья Филипповна)» мы изучим взаимосвязь трех сфер единого Сознания и предпримем попытку доказать актуальность такого подхода при анализе духовной проблематики киноискусства.