Уровневый подход к описанию дискурсивной компетенции: принципы отбора стратегий и тактик для уровня В2 в аспекте РКИ (на примере общественно-политической сферы)
Ирина Александровна Гончар
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Татьяна Игоревна Попова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2018-03-22
14:30 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
дискурсивная компетенция; уровень В2; стратегии и тактики;
русский как иностранный
Тезисы
Уровни владения РКИ описаны в регламентирующих
документах, однако составляющие коммуникативной компетенции должны уточняться,
детализироваться в соответствии с задачами обучения.
Для уровня В2 среди требований к владению
коммуникативной компетенцией дискурсивная начинает играть главенствующую роль,
поскольку именно на этом уровне владение иностранным языком определяется
способностью понимать и порождать тексты.
Для отбора стратегий и тактик, являющихся
единицами обучения, предлагается 4 принципа.
Тематический. Так, тексты
общественно-политического характера формируют дискурс, который отражает два
типа отношений: человек и государство, человек и общество.
Жанровый. В текстах
общественно-политической сферы реализуются две функции языка: информирующая и
воздействующая, которые можно представить в соотносимых жанрах: программа
партии, кандидата в президенты – представление общественного движения; предвыборная
речь кандидата – листовка с призывом к акции; ежегодная итоговая
пресс-конференция президента – отчет о проделанной работе.
Стратегический. Для формирования
дискурсивной компетенции уровня В2 в качестве содержания обучения должны быть
отобраны такие стратегии и тактики, которые имеют эксплицитные (по
преимуществу) средства языкового выражения. В качестве основы для отбора
стратегий для уровня В2 предлагается использовать классификацию, опирающуюся на
модель речевого общения (адресант-сообщение-адресат), и выделить: стратегии
презентации (адресант), стратегии актуализации сообщения и стратегии,
направленные непосредственно на адресат (контактоустанавливающие и
волеизъявительные).
Тактический. Тактики реализации этих
стратегий будут определяться непосредственно условиями общения и кодом
(устный/письменный), что позволит учесть функционально-стилевую вариативность
языковых средств, владение которыми является обязательной составляющей
дискурсивной компетенции на уровне В2.