XLVII Международная филологическая научная конференция

"Большие песочные часы" И. Петкевич: роман о "потерянном поколении" 70-х годов

Мария Дмитриевна Андрианова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

213
2018-03-24
12:20 - 12:40

Ключевые слова, аннотация

Инга Петкевич, "потерянное поколение", литература 70-х годов, эпоха "застоя", производственный роман, постмодернизм 

Тезисы

Инга Петкевич – писательница ныне полузабытая, между тем книги ее имели немалую популярность в 70-е годы и оказали серьезное влияние на литературный процесс. Наиболее интересным и по охвату, и по уровню осмысления действительности представляется ее роман «Большие песочные часы». Вышедшая в самый пик брежневского застоя эта необычайно смелая и в политическом и в художественном плане книга преодолела цензуру только благодаря внешнему сходству с производственным романом, узкие рамки которого писатель блестяще преодолевает. Бытовое описание жизни научно-производственного объединения соседствует с откровенно сюрреалистическими сценами, исполненными гротеска и сарказма. В повести представлено два поколения – герой-рассказчик Антон, детство которого  пришлось на войну, и его антагонист Поленов, на десять лет младше. Антон смотрит на жизнь без иллюзий, он недоволен многим. Но он готов оправдать и окружающий маразм, и свою инертность, бездействие, конформизм – он знает, что жизнь может быть гораздо страшнее. Поколение Поленова – это первое относительно свободное советское поколение, оно не знало ни войн, ни сталинского террора. Исчезло то, чем власть оправдывала нищету и нелепость советской действительности. И молодежь жестко и бескомпромиссно стало предъявлять счет старшему поколению, едва опомнившемуся от 50-летних невзгод. Поленов борется, устраивает скандалы, мечется, но чувствует, что его жизнь предопределена заранее – и свободы нет и никогда не будет. За него решили, как работать (вернее, симулировать процесс работы), как ходить вместе с коллективом в походы, как любить женщин. Эта тирания, пусть мягкая и неявная, вызывает у него ужас и отвращение. Однако, отказываясь от дискредитировавшего себя конформизма отцов и старших братьев, он что-то непоправимо теряет в человеческом плане. Нигилизм, отрицание общепринятых норм человеческого общения, душевная холодность, неспособность понять и принять «другого», а значит, и себя, приводит героя на грань морального краха.