XLVII Международная филологическая научная конференция

О некоторых иконах Болгарии и творчестве Светлина Русева

Михаил Александрович Аникин
Докладчик
старший научный сотрудник
Государственный Эрмитаж

Славянский читальный зал БАН
2018-03-22
14:15 - 14:30

Ключевые слова, аннотация

икона; монастырь; памятник; аксиология; художник, живопись;  icon; monastery; monument; axiology; artist, painting.

Тезисы

      В истории  болгарской культуры есть ряд икон, которые особенно почитаются болгарами. Важное  место среди них занимают иконы пресвятой Богородицы. В данном сообщении речь идет о Рильской, Бачковской и Троянской иконах Богоматери. Свои названия  эти иконы получили по месту их пребывания в знаменитых монастырях Болгарии: Рильском,  Бачковском и Троянском. В докладе главное внимание посвящено анализу аксиологии и принципам  «построения» икон, их типологии. Особое внимание при этом уделяется понятию «духовной ценности» как таковой, позволившей сохранить язык и культуру Болгарии в сложных исторических условиях, когда  монастыри становились духовными крепостями болгарского народа. В свази с этим кратко дается история бытования и восприятия названных памятников древней иконописи  народом  и мастерами современной болгарской живописи – таким, например,  как знаменитый болгарский художник Светлин Русев, творчество которого во многом опирается на христианское мировоззрение, но, вместе с тем,  отражает весь трагизм и драматизм  истории Болгарии с древнейших времен до  начала 21 века. Русев нашел свой стиль в результате обращения к древним пластам болгарской культуры, к иконописи,  а также и в результате глубокого изучения достижений европейской и русской живописи.  В основном доклад посвящен анализу архетипов древней и современной болгарской живописи, которые служат своего рода внутренней структурой, обеспечивающей историческую преемственность и неповторимость этой национальной школы живописи.   Архетип, по нашему мнению, не есть нечто неподвижное, но, напротив, вечно развивающаяся духовная основа того или иного подлинного произведения искусства. Без обращения к нему художник обречен быть только копиистом, не способным пробиться к вечным пластам национального и мирового искусства.