О некоторых иконах Болгарии и творчестве Светлина Русева
Михаил Александрович Аникин
Докладчик
старший научный сотрудник
Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж
Славянский читальный зал БАН
2018-03-22
14:15 -
14:30
Ключевые слова, аннотация
икона; монастырь; памятник; аксиология; художник, живопись; icon;
monastery; monument; axiology; artist, painting.
Тезисы
В
истории болгарской культуры есть ряд икон, которые особенно почитаются
болгарами. Важное место среди них занимают иконы пресвятой Богородицы. В
данном сообщении речь идет о Рильской, Бачковской и Троянской иконах
Богоматери. Свои названия эти иконы получили по месту их пребывания в
знаменитых монастырях Болгарии: Рильском, Бачковском и Троянском. В
докладе главное внимание посвящено анализу аксиологии и принципам
«построения» икон, их типологии. Особое внимание при этом уделяется понятию «духовной
ценности» как таковой, позволившей сохранить язык и культуру Болгарии в сложных
исторических условиях, когда монастыри
становились духовными крепостями болгарского народа. В свази с этим кратко
дается история бытования и восприятия названных памятников древней
иконописи народом и мастерами современной болгарской живописи –
таким, например, как знаменитый болгарский художник Светлин Русев,
творчество которого во многом опирается на христианское мировоззрение, но,
вместе с тем, отражает весь трагизм и драматизм истории Болгарии с
древнейших времен до начала 21 века. Русев нашел свой стиль в результате
обращения к древним пластам болгарской культуры, к иконописи, а также и в результате глубокого изучения
достижений европейской и русской живописи. В основном доклад посвящен
анализу архетипов древней и современной болгарской живописи, которые служат
своего рода внутренней структурой, обеспечивающей историческую преемственность
и неповторимость этой национальной школы живописи.
Архетип, по нашему мнению, не есть нечто неподвижное, но, напротив, вечно развивающаяся духовная основа того или иного подлинного произведения искусства. Без обращения к нему художник обречен быть только копиистом, не способным пробиться к вечным пластам национального и мирового искусства.