Образ трикстера в современной фантастической литературе (на материале романа Нила Геймана "Американские боги" и тетралогии Дэна Симмонса "Песни Гипериона")
Юлия Павловна Хорошевская
Докладчик
доцент
Ростовский государственный университет путей сообщения
Ростовский государственный университет путей сообщения
190
2018-03-20
17:50 -
18:10
Ключевые слова, аннотация
Миф, фантастическая литература, трикстер, архетип, культурный герой, Гейман, Симмонс
Тезисы
Одной из характерных черт современной литературы является стирание границы между космосом и хаосом, а в дальнейшем и попытка преодоления бинарности, в том числе древнейшей оппозиции зло / благо. Результатом смешения и смещения границ стала популяризация и некоторая романтизация трикстера - карикатурного двойника как бога-демиурга, так и культурного героя.
Образ трикстера рассматривается в докладе на примерах таких персонажей как Мартин Силен ("Песни Гипериона" Дэна Симмонса), мистер Среда и мистер Нанси ("Американские боги" Нила Геймана).
Поэт, пророк, чревоугодник и богохульник Мартин Силен прожил почти тысячу лет и даже внешне похож на старого сатира. Силенам греческой мифологии свойственно знание будущего, а сатирам - лень и распутство. Рассказывая паломникам свою историю, Мартин Силен пародирует сакральные тексты. Он - фигура одновременно комическая и трагическая, склонен и к самоосмеянию, и к самопожертвованию. За 300 лет до событий первой книги тетралогии Мартин Силен написал пророческую поэму "Песни Гипериона", где предсказал и появление демонического Шрайка, и мессианство Энеи, и встречу паломников. Трикстер, выступая в роли карикатурного двойника культурного героя-демиурга, способен создать только плохое и враждебное. Поэтому Силен искренне полагает себя виновным в появлении Шрайка. Считает себя едва ли не его создателем, поскольку он писал поэму о гибели человечества, и демон стал его "музой".
Образ мистера Нанси восходит к африканским зооморфным трикстерам, в частности, к богу-пауку Ананси, прошедшему путь от демиурга до фольклорного хитреца. Ему свойственны оборотничество, коварство и плутовство. На собрании богов Нанси пародирует мифы творения, сводя к фарсу весь пафос встречи.
Мистер Среда в романе Геймана - это искаженное воплощение Одина. Он больше не Всеотец, но бог предателей. Его цели - эгоистические, в основе его поступков - обман, жажда славы и удовлетворение собственных желаний. Ради этого он готов пожертвовать даже собственным сыном.
Образ трикстера рассматривается в докладе на примерах таких персонажей как Мартин Силен ("Песни Гипериона" Дэна Симмонса), мистер Среда и мистер Нанси ("Американские боги" Нила Геймана).
Поэт, пророк, чревоугодник и богохульник Мартин Силен прожил почти тысячу лет и даже внешне похож на старого сатира. Силенам греческой мифологии свойственно знание будущего, а сатирам - лень и распутство. Рассказывая паломникам свою историю, Мартин Силен пародирует сакральные тексты. Он - фигура одновременно комическая и трагическая, склонен и к самоосмеянию, и к самопожертвованию. За 300 лет до событий первой книги тетралогии Мартин Силен написал пророческую поэму "Песни Гипериона", где предсказал и появление демонического Шрайка, и мессианство Энеи, и встречу паломников. Трикстер, выступая в роли карикатурного двойника культурного героя-демиурга, способен создать только плохое и враждебное. Поэтому Силен искренне полагает себя виновным в появлении Шрайка. Считает себя едва ли не его создателем, поскольку он писал поэму о гибели человечества, и демон стал его "музой".
Образ мистера Нанси восходит к африканским зооморфным трикстерам, в частности, к богу-пауку Ананси, прошедшему путь от демиурга до фольклорного хитреца. Ему свойственны оборотничество, коварство и плутовство. На собрании богов Нанси пародирует мифы творения, сводя к фарсу весь пафос встречи.
Мистер Среда в романе Геймана - это искаженное воплощение Одина. Он больше не Всеотец, но бог предателей. Его цели - эгоистические, в основе его поступков - обман, жажда славы и удовлетворение собственных желаний. Ради этого он готов пожертвовать даже собственным сыном.