XLVII Международная филологическая научная конференция

Водевильная поэтика сценария И. Ильфа, Е. Петрова, В. Катаева "Под куполом цирка"

Михаил Алексеевич Шеленок
Докладчик
старший преподаватель
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

188
2018-03-23
15:30 - 15:50

Ключевые слова, аннотация

И. Ильф; Е. Петров; В. Катаев; киносценарий; водевиль; сатира.

Тезисы

Настоящее исследование посвящено анализу водевильной поэтики сценария «Под куполом цирка» (1933–1935), написанного И. Ильфом и Е. Петровым в соавторстве с В. Катаевым. Анализ произведения показывает, что водевильное начало проявляется на разных уровнях текста (сюжет, персонажи, музыкальная организация). Соавторы, вводя цирковое пространство и образ цирковой звезды вместо актера/актрисы театра, трансформируют традиционный для классического водевиля «театральный» сюжет. История обираемой компаньоном иностранки, которая становится звездой советского цирка, тесно сопряжена с любовными коллизиями, построенными на множестве любовных треугольников (в том числе и мнимых), путанице и обмане. Финал, где разрешаются и любовный, и «производственный» конфликты, является оптимистическим. При этом действующие лица комедии – типичные водевильные персонажи.
Особое внимание уделяется музыкально-звуковой организации произведения. Например, в эпизодах, где действия влюбленного инженера Скамейкина сопровождаются музыкой, переходящей в стук счетчика из ждущего его такси, или где ссора героя с возлюбленной (Раечкой) разворачивается под барабанные удары репетирующего оркестра. Так поддерживается комическая атмосфера в сценарии, равно как и с помощью танцевальных номеров (яркий пример – танец Скамейкина и таксистки, от которой он пытается скрыться, не заплатив). Традиционных для водевильного жанра куплетов практически нет: в тексте лишь заложен песенный потенциал, реализованный более ярко в фильме Г. Александрова «Цирк» (1936).
Сатирических же выпадов в сценарии «Под куполом цирка» немного, и проявляются они преимущественно через подтекст, что удерживает произведение И. Ильфа, Е. Петрова и В. Катаева на границе с лирической комедией.