XLVII Международная филологическая научная конференция

Топика литературно-художественного произведения как ключ к его концептосфере

Людмила Казимовна Салиева
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

195
2018-03-20
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

Топосфера; концептосфера; литературно-художественное произведение; культура; топика; индивидуальный стиль; образ автора

Тезисы

Одним из подходов к изучению и освоению национальных концептосфер является рассмотрение личных (принадлежащих личности писателя) и индивидуальных (принадлежащих отдельному произведению речи) концептосфер, которые составляют соответственно основу личного стиля и образа писателя и индивидуального стиля произведения и его образа автора. Гипотеза: концептосфера литературно-художественного произведения создается в процессе риторического изобретения и связана с ключевыми словами текста посредством топосов. Цель исследования - посредством реконструкции концептосферы романа «Дар» В. Набокова определить образ автора романа в его отношении к русской культуре. В результате разбора романа логико-риторическим методом с привлечением метода компонентного анализа было установлено, что ценностная позиция образа автора романа сокрыта в авторской трактовке концепта дар. Содержание концепта раскрывается через топос «антитеза» - противопоставление двух жизненных позиций: духовной и утилитарной. На уровне повествования антитеза реализуется в оппозиции отец – Чернышевский, на уровне словесного выражения через формирование содержания слов/концептов жизнь и смерть в рамках мира духовного и мира утилитарного. Исследование позволило сделать вывод о том, что концепт дар трактуется писателем как «дар духа и дар слова, дар вечной жизни». Базовые для русской христианской культуры слова (жизнь, смерть, свет...) в романе восстанавливают свое исконное культурное значение в результате категориального сдвига из мира материального в мир духовный (напр., жизнь биологическая – жизнь духовная). Роман «Дар» как духовная Россия оказывается противопоставленным послереволюционной географической России.