Топика литературно-художественного произведения как ключ к его концептосфере
Людмила Казимовна Салиева
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
195
2018-03-20
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
Топосфера; концептосфера; литературно-художественное произведение; культура; топика; индивидуальный стиль; образ автора
Тезисы
Одним из подходов к изучению и
освоению национальных концептосфер является рассмотрение личных (принадлежащих личности писателя) и
индивидуальных (принадлежащих отдельному произведению речи) концептосфер,
которые составляют соответственно основу личного стиля и образа писателя и
индивидуального стиля произведения и его образа автора. Гипотеза: концептосфера
литературно-художественного произведения создается в процессе риторического
изобретения и связана с ключевыми словами текста посредством топосов. Цель исследования
- посредством реконструкции концептосферы романа «Дар» В. Набокова определить
образ автора романа в его отношении к русской культуре. В результате разбора
романа логико-риторическим методом с привлечением метода компонентного анализа было установлено, что ценностная позиция
образа автора романа сокрыта в авторской трактовке концепта дар. Содержание концепта раскрывается
через топос «антитеза» - противопоставление двух жизненных позиций: духовной и
утилитарной. На уровне повествования антитеза реализуется в оппозиции отец –
Чернышевский, на уровне словесного выражения через формирование содержания
слов/концептов жизнь и смерть в рамках мира духовного и мира
утилитарного. Исследование позволило сделать вывод о том, что концепт дар трактуется писателем как «дар духа и
дар слова, дар вечной жизни». Базовые для русской христианской культуры слова (жизнь, смерть, свет...) в романе
восстанавливают свое исконное культурное значение в результате категориального сдвига из мира
материального в мир духовный (напр., жизнь
биологическая – жизнь духовная). Роман «Дар» как духовная Россия
оказывается противопоставленным послереволюционной географической России.