У. Пейтер и английский эстетизм.
Юлия Александровна Макартецкая
Докладчик
аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
190
2018-03-20
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
Английский эстетизм; У. Пейтер; искусство и жизнь; теория «искусства ради самого искусства»; О. Уайлд.
Тезисы
Ситуация
культурно-исторического феномена эстетизма XIX в.
может быть определена как совокупность конкретных обстоятельств, восходящих к
творчеству западноевропейских романтиков и ассоциирующаяся, в первую очередь, с
творческим наследием О. Уайлда, а также движением прерафаэлитов. Впрочем, с
точки зрения одного из главных идеологов эстетизма – У. Пейтера (1839-1894, W. Pater), изложенной им в книге «Платон и платонизм»
(«Plato and Platonism», 1893), некоторые принципы классического эстетизма
в имплицитном виде впервые просматриваются уже в диалогах Платона. Культурно-исторический
феномен английского эстетизма заявил о себе в качестве своеобразной и по-своему
закономерной реакцией на возобладавшее к концу XIX в. в культуре поздней
викторианской Англии утилитарное отношение к искусству и его задачам. Эстетизм
подразумевает признание и утверждение красоты в качестве основополагающей
ценности в жизни человека. Среди самых влиятельных представителей английского
эстетизма выделяются традиционно А.Ч. Суинберн, Д.Г. Россетти, Э. Бёрн-Джонс,
У. Моррис, Дж.М. Уистлер, О. Уайлд.
В максимально общем виде смысл и значение проблемы эстетизма могут быть сформулированы в виде тезиса – «Благо и Красота как таковая суть одно и то же», противопоставленного специфически утилитарному пониманию отношения жизни и искусства. «Всё практически полезное – безобразно» утверждал Т. Готье. В творчестве Пейтера вышеназванная проблема находит необходимую литературную форму, в средствах исключительной теоретической выразительности, по отношению к чувству переживания со стороны независимого наблюдателя от непосредственной встречи с произведением подлинного искусства.
В максимально общем виде смысл и значение проблемы эстетизма могут быть сформулированы в виде тезиса – «Благо и Красота как таковая суть одно и то же», противопоставленного специфически утилитарному пониманию отношения жизни и искусства. «Всё практически полезное – безобразно» утверждал Т. Готье. В творчестве Пейтера вышеназванная проблема находит необходимую литературную форму, в средствах исключительной теоретической выразительности, по отношению к чувству переживания со стороны независимого наблюдателя от непосредственной встречи с произведением подлинного искусства.