Эмоции человека и их отражение в древнерусских памятниках письменности
Елена Владимировна Шейко
Докладчик
доцент
Южный федеральный университет
Южный федеральный университет
195
2018-03-20
17:40 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
Чувства; эмоции; шкала интенсивности; древнерусский язык; древнерусские памятники письменности.
Тезисы
Есть ли
вероятность, что когда-нибудь эмоции человека и механизмы их порождения будут
до конца изучены? С развитием различных направлений в лингвистике ученые всё
глубже проникают в сознание человека и привлекают к описанию языка новые инструменты. Но часто мы забываем, что истоки и первопричину
необходимо искать в нашем прошлом. В связи с этим определенный интерес
представляет исследование истоков зарождения эмоций и выявление причин их проявления, то есть то, что зафиксировано в
древнерусских памятниках письменности. Опираясь на
исследования Ю. Д. Апресяна, мы попытались восстановить шкалу интенсивности
эмоций для древнерусского языка и полностью подтверждаем тот факт, что она была
и остается асимметричной. В древнерусских текстах (нами были проанализированы грамоты и летописи 12-13 вв., а также лексемы из Словаря древнерусского языка (XI-XIV вв.) - общий объем более 300 примеров) отмечены слова, выражающие либо определенную норму (если можно говорить о норме при описании эмоций), либо
наибольшую степень проявления эмоции. Слова, отражающие слабые эмоции, в
памятниках письменности отсутствуют. Можно подобрать следующие пары: гнhвати ся - возярити
ся, страховати ся - оужасати ся, печаль - скорбь, радовати ся - веселити ся и т. д.
Следует отметить, что нам не встретилось
существительное удивление,
поэтому можно рассмотреть соотношение слов оудивляти ся – быти во изумhньи как
противопоставленных не только по интенсивности, но и по силе и глубине
переживания эмоции. Однако в этом случае вступает в противоречие критерий
стихийности: сочетание быти во изумhньи содержит в себе интеллектуальную оценку
происходящего, оно не выражает стихийности проявления чувства, не является
безотчетным, в то время как оудивляти
ся отражает стихийное переживание эмоции. Таким
образом, изучение древних текстов может помочь в описании механизмов формирования
и становления эмоциональной сферы человека.