Художественная речь: стиль или функциональная разновидность речи?
Владимир Иванович Коньков
Докладчик
сотрудник
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2018-03-22
16:00 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
Функциональный
стиль; функциональные разновидности речи; индивидуальный стиль; художественная
речь; образность
Тезисы
Главной отличительной особенностью художественной речи
является образность, способность создавать образы. Основу образа составляет
изображение, которое приобретает статус образа лишь в том случае, если
создается как реализации того или иного концептуального начала.
Исследователи анализируют идейное содержание образа, речевые
приёмы его создания. Своеобразие речевой манеры писателя видится в особом
сочетании и употреблении приёмов. При таком подходе речевое творчество всех
писателей уравнивается на основе способности создавать образы. Соответственно,
художественная речь встаёт в один ряд с другими функциональными разновидностями
речи, которые принято называть функциональными стилями.
Однако понимание художественной литературы как способа
познания мира, наряду с научным знанием, требует от нас другого подхода. В
основу изучения художественной речи в этом случае должна быть положена
категория индивидуального стиля, а также
и стиля литературного направления. Стиль в этом случае целесообразно
рассматривать как когнитивную категорию, как особый способ познания мира,
проявляющийся в особенностях речемыслительной деятельности писателя. Именно сам
речемыслительный процесс писателя является актом познания, а созданные им в
художественном произведении образы — это уже второй ярус анализа
художественного текста.
Так, художественная специфика стиля Л. Н. Толстого
мотивирована исторически обусловленным опытом работы со словами с предметным
значением в аспекте их референтной соотнесённости. В этом же аспекте, но
принципиально в ином виде предстаёт стилистическая специфика писателей
натуральной школы. На основе семантического отождествления сущностей живого и
неживого мира выстраивается концептуальная основа некоторых произведений
А. П. Платонова.