XLVII Международная филологическая научная конференция

Т.С. Элиот и Генри Миллер: две стратегии англо-американского модернизма.

Андрей Алексеевич Аствацатуров
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

190
2018-03-21
14:10 - 14:30

Ключевые слова, аннотация

Генри Миллер, Т.С. Элиот, поэтика, модернизм, литература США, 

Тезисы

1.    Т.С.Элиот (1888 – 1965), англо-американский поэт и критик, и Генри Миллер (1891 – 1980), американский прозаик, принадлежат к одному поколению, хотя к 1934 году, когда Генри Миллер дебютирует в Париже романом «Тропик Рака», Элиот, уже состоявшийся как автор поэмы «Бесплодная Земля» воспринимается как безусловный мэтр и классик англоязычной поэзии. Оба автора были эмигрантами, оба состоялись в Европе. Оба сформировались американским культурным контекстом, но выросли как художники в контексте европейских литературных школ и групп. И Элиот, и Миллер разрабатывали модернистскую поэтику, отвергая традиционные модели литературы. Оба в своих текстах атаковали либеральный гуманизм, современного массового человека, резко критиковали индустриальный мир, видя в нем предвестие грядущего Апокалипсиса. 2.    Однако существенны различия в их эстетических позициях и стратегиях. Элиот выработал теорию «имперсональной литературы» и видел назначение литературы в том, чтобы подобрать коррелят индивидуальному переживанию, а не массовой эмоции, в служении языку, в преодолении «нейтрального» обезличенного слова. 3.    Миллер, в свою очередь, воспринимал литературу не как цель, а как средство саморазвития. Литература как таковая его не интересовала. В отличие от аскетичного в отношении творчества Элиота, Миллер был избыточен, склонен впадать в графоманию, не предавая этому значения. Таким он был своего рода модернистским «диссидентом», совмещая традицию Элиота, Джойса , Паунда с традиционной линией американской литературы, которая берет начало в кальвинистских дневниках и продолжается у трансценденталистов (Эмерсон, Торо, Уитмен). Кроме того, он близок в этих поисках авторам романтических школ. Он пользуется стратегиями модернистов, Элиота, Джойса, Пруста, но при этом использует их стратегии с целью приблизиться к основанию своей личности, научиться говорить от имени своего подлинного «я».