Т.С. Элиот и Генри Миллер: две стратегии англо-американского модернизма.
Андрей Алексеевич Аствацатуров
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2018-03-21
14:10 -
14:30
Ключевые слова, аннотация
Генри Миллер, Т.С. Элиот, поэтика, модернизм, литература США,
Тезисы
1. Т.С.Элиот
(1888 – 1965), англо-американский поэт и критик, и Генри Миллер (1891 – 1980),
американский прозаик, принадлежат к одному поколению, хотя к 1934 году, когда
Генри Миллер дебютирует в Париже романом «Тропик Рака», Элиот, уже состоявшийся
как автор поэмы «Бесплодная Земля» воспринимается как безусловный мэтр и
классик англоязычной поэзии. Оба автора были эмигрантами, оба состоялись в
Европе. Оба сформировались американским культурным контекстом, но выросли как
художники в контексте европейских литературных школ и групп. И Элиот, и Миллер
разрабатывали модернистскую поэтику, отвергая традиционные модели литературы. Оба
в своих текстах атаковали либеральный гуманизм, современного массового
человека, резко критиковали индустриальный мир, видя в нем предвестие грядущего
Апокалипсиса.
2. Однако
существенны различия в их эстетических позициях и стратегиях. Элиот выработал
теорию «имперсональной литературы» и видел назначение литературы в том, чтобы
подобрать коррелят индивидуальному переживанию, а не массовой эмоции, в служении
языку, в преодолении «нейтрального» обезличенного слова.
3. Миллер,
в свою очередь, воспринимал литературу не как цель, а как средство
саморазвития. Литература как таковая его не интересовала. В отличие от аскетичного
в отношении творчества Элиота, Миллер был избыточен, склонен впадать в
графоманию, не предавая этому значения. Таким он был своего рода модернистским «диссидентом»,
совмещая традицию Элиота, Джойса , Паунда с традиционной линией американской
литературы, которая берет начало в кальвинистских дневниках и продолжается у
трансценденталистов (Эмерсон, Торо, Уитмен). Кроме того, он близок в этих
поисках авторам романтических школ. Он пользуется стратегиями модернистов,
Элиота, Джойса, Пруста, но при этом использует их стратегии с целью
приблизиться к основанию своей личности, научиться говорить от имени своего подлинного
«я».