Англичане и американцы глазами друг друга: контакт культур в комической готике
Анастасия Андреевна Липинская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
2-у
2018-03-20
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
готическая новелла, пародия, образ другого
Тезисы
«История с привидениями», или готическая
новелла, жанр по преимуществу британский, но ему отдавали должное и некоторые
американские авторы, иногда в пародийном ключе, причем переосмыслению подвергались не только особенности жанра, но и сам образ
британской культуры, и некоторые тексты были полностью построены на
столкновении британского и американского менталитета. Таковы новеллы «Вздорные
призраки» Б. Мэтьюза и «Кухарка-призрак из Банглтопа» Дж. К. Бангза. Британские
авторы также не остались в стороне от этой темы («Кентервильское привидение» О.
Уайльда и «Рассказ американца» А. К. Дойла).
Готическая новелла оказалась
благоприятной почвой для ироничного разговора о столкновении культур в первую
очередь потому, что в ней с необходимостью присутствует образ чужого, другого.
Таковы собственно привидения, но в этой роли может оказаться и носитель иной
культуры (в «серьезной» готике зачастую обитатель
экзотических колоний или уроженец католических стран юга Европы). . Комический характер упомянутых новелл предполагает, что конфликт
людей и призраков, англичан и американцев скорее досаден, чем опасен, и в конечном счете разрешим
при помощи смекалки, искусного ведения переговоров, умения понять логику «чужака».
Финал порой парадоксален – «Кухарка-призрак» и «Вздорные призраки» завершаются
свадьбой принадлежащих к разным нациям и социальным
стратам привидений, символически примиряющей конфликтующие стороны.
Британские и американские комические
истории с привидениями, построенные на столкновении представителей обеих
культур, представляют собой интересный материал для изучения не только эволюции
жанра (американский вариант, пародийные версии), но и «образа другого» в
английской и американской литературе рубежа XIX –
XX
веков.