Гийом Аполлинер новатор: «Гниющий чародей» как воплощение литературного прогресса
Анастасия Дмитриевна Петрова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
129
2018-03-24
14:30 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Прогресс; школа; эксперимент; лексические
особенности; грамматика; нарратив.
Тезисы
Французский
поэт Гийом Аполлинер в начале XX века
во Франции считался одним из самых прогрессивных, смелых и перспективных
деятелей литературы. Современники воспринимали тридцатилетнего Аполлинера как
авторитет, как учителя, чуть ли не поэтического пророка. Поскольку интересы
Аполлинера распространялись не только на литературу, но и на другие виды
искусства, в частности, на живопись,
можно утверждать, что писатель оказал влияние на искусство XX века в самом широком смысле. Недаром Пьер
Реверди говорил об Аполлинере: «В большей степени, чем кто-либо сегодня, он
начертал новые пути, открыл новые горизонты. Он заслуживает всего нашего
увлечения. Всего нашего благоговения».
Перед
Аполлинером действительно благоговели, и недаром, ведь он сознательно взял на
себя роль гения, способного определить, что есть «новизна» и как добиться
прогресса в литературе. Именно прогрессу и новизне посвящен трактат, своего
рода программный текст Аполлинера – «Новое сознание и поэты» (1917).
Данный доклад ставит перед собой целью проанализировать концепцию прогресса,
представленную Г. Аполлинером, и на примере экспериментальной притчи «Гниющий
чародей» (1909) продемонстрировать, как
в структуре произведения воплощаются художественные принципы
аполлинеровской школы.
Анализ самого экспериментального прозаического текста Аполлинера «Гниющий чародей» заведомо приведет нас к выводу о том, что мы имеем дело с прогрессивным в понимании Аполлинера искусством, открывшим невероятный потенциал прозы, которым впоследствии сознательно или невольно воспользовались классики современной французской литературы, как элитарной, так и массовой.
Анализ самого экспериментального прозаического текста Аполлинера «Гниющий чародей» заведомо приведет нас к выводу о том, что мы имеем дело с прогрессивным в понимании Аполлинера искусством, открывшим невероятный потенциал прозы, которым впоследствии сознательно или невольно воспользовались классики современной французской литературы, как элитарной, так и массовой.