XLVII Международная филологическая научная конференция

Гийом Аполлинер новатор: «Гниющий чародей» как воплощение литературного прогресса

Анастасия Дмитриевна Петрова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

129
2018-03-24
14:30 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Прогресс; школа; эксперимент; лексические особенности; грамматика; нарратив.

Тезисы

Французский поэт Гийом Аполлинер в начале XX века во Франции считался одним из самых прогрессивных, смелых и перспективных деятелей литературы. Современники воспринимали тридцатилетнего Аполлинера как авторитет, как учителя, чуть ли не поэтического пророка. Поскольку интересы Аполлинера распространялись не только на литературу, но и на другие виды искусства, в частности, на живопись, можно утверждать, что писатель оказал влияние на искусство XX века в самом широком смысле. Недаром Пьер Реверди говорил об Аполлинере: «В большей степени, чем кто-либо сегодня, он начертал новые пути, открыл новые горизонты. Он заслуживает всего нашего увлечения. Всего нашего благоговения». Перед Аполлинером действительно благоговели, и недаром, ведь он сознательно взял на себя роль гения, способного определить, что есть «новизна» и как добиться прогресса в литературе. Именно прогрессу и новизне посвящен трактат, своего рода программный текст Аполлинера – «Новое сознание и поэты» (1917). Данный доклад ставит перед собой целью проанализировать концепцию прогресса, представленную Г. Аполлинером, и на примере экспериментальной притчи «Гниющий чародей» (1909) продемонстрировать, как в структуре произведения воплощаются художественные принципы аполлинеровской школы.
Анализ самого экспериментального прозаического текста Аполлинера «Гниющий чародей» заведомо приведет нас к выводу о том, что мы имеем дело с прогрессивным в понимании Аполлинера искусством, открывшим невероятный потенциал прозы, которым впоследствии сознательно или невольно воспользовались классики современной французской литературы, как элитарной, так и массовой.