Шопен и Делакруа: общие принципы художественного мышления
Елена Владимировна Ровенко
Докладчик
доцент
Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского
Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского
9-я линия В.О. 2/11, ауд. 120
2018-03-22
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Шопен, Делакруа, музыкальность живописи, романтизм, композиция картины
Тезисы
Цель доклада — рассмотреть аспекты соприкосновения Э. Делакруа
с личностью и искусством Ф. Шопена, принимая во внимание творчество обоих
мастеров и их текстовое наследие (их письма; Дневники Делакруа, его Мысли об
искусстве, наброски для Словаря изящных искусств). 1. Шопен в работах Делакруа:
облик и стилистика. Шопен в виде Данте — символ искусства как такового (рисунок
карандашом, 1849; «Плафон Гомера» в парижском Люксембургском дворце); образ его
идеализирован, велика роль четких линий. Портрет композитора (1838) — его
канонический образ и эмблема романтического искусства Делакруа (главное
средство выразительности — экспрессивный мазок). 2. Воздействие идей Шопена на концепцию
Делакруа о «музыке картины» [Estay Stange, p. 32]. А) Логика композиции. Шопен
полагал высшим выражением логики фугу; для Делакруа конструктивные соответствия
линий, цветов, светлых и затененных областей — это «гармония и ее комбинации в применении к единой мелодии» — сюжету
картины [Delacroix, p. 661-662]. Б) Имманентное развитие материала. Делакруа изобретает аналог
музыкального развития — метод постепенной
детализации первоначального наброска согласно выбору естественных вариантов
развития исходной цветовой диспозиции и направления мазков. В) Внутренняя динамичность структурных единиц
композиции. Делакруа развивает мысль Шопена о рождении аккорда из
контрапунктирующих мелодий: брать аккорды, игнорируя закономерности мелодического
движения (Берлиоз), антихудожественно, как и «раскрашивать» контурные формы без
учета взаимодействия цветовых масс и колористических «рифм» (Энгр) [Delacroix, p. 439].
— Delacroix E. Journal. Tome I. Paris: José Corti, 2009. 1214 p.
— Estay Stange V. La musicalité dans les arts: une configuration transversale du sensible // Littérature. 2011. № 3 (163). P. 32-50.
— Delacroix E. Journal. Tome I. Paris: José Corti, 2009. 1214 p.
— Estay Stange V. La musicalité dans les arts: une configuration transversale du sensible // Littérature. 2011. № 3 (163). P. 32-50.