XLVII Международная филологическая научная конференция

Шопен и Делакруа: общие принципы художественного мышления

Елена Владимировна Ровенко
Докладчик
доцент
Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

9-я линия В.О. 2/11, ауд. 120
2018-03-22
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

Шопен, Делакруа, музыкальность живописи, романтизм, композиция картины

Тезисы

Цель доклада — рассмотреть аспекты соприкосновения Э. Делакруа с личностью и искусством Ф. Шопена, принимая во внимание творчество обоих мастеров и их текстовое наследие (их письма; Дневники Делакруа, его Мысли об искусстве, наброски для Словаря изящных искусств). 1. Шопен в работах Делакруа: облик и стилистика. Шопен в виде Данте — символ искусства как такового (рисунок карандашом, 1849; «Плафон Гомера» в парижском Люксембургском дворце); образ его идеализирован, велика роль четких линий. Портрет композитора (1838) — его канонический образ и эмблема романтического искусства Делакруа (главное средство выразительности — экспрессивный мазок). 2. Воздействие идей Шопена на концепцию Делакруа о «музыке картины» [Estay Stange, p. 32]. А) Логика композиции. Шопен полагал высшим выражением логики фугу; для Делакруа конструктивные соответствия линий, цветов, светлых и затененных областей — это «гармония и ее комбинации в применении к единой мелодии» — сюжету картины [Delacroix, p. 661-662]. Б) Имманентное развитие материала. Делакруа изобретает аналог музыкального развития — метод постепенной детализации первоначального наброска согласно выбору естественных вариантов развития исходной цветовой диспозиции и направления мазков. В) Внутренняя динамичность структурных единиц композиции. Делакруа развивает мысль Шопена о рождении аккорда из контрапунктирующих мелодий: брать аккорды, игнорируя закономерности мелодического движения (Берлиоз), антихудожественно, как и «раскрашивать» контурные формы без учета взаимодействия цветовых масс и колористических «рифм» (Энгр) [Delacroix, p. 439].
— Delacroix E. Journal. Tome I. Paris: José Corti, 2009. 1214 p.
— Estay Stange V. La musicalité dans les arts: une configuration transversale du sensible // Littérature. 2011. № 3 (163). P. 32-50.