Интертекстуальные отсылки к фразеологическому фонду английского языка как средство создания вторичного мира в дискурсе видеоигр
Ксения Витальевна Богданова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
129
2018-03-23
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
фразеология,
интертекстуальность, картина мира, фэнтези, видеоигры, дискурс, языковая
картина мира
Тезисы
Развлечение (сочетание
отдыха и игровой активности) представляет собой неотъемлемый элемент
человеческой жизни, находящий отражение в языке. Как следствие, развлекательный
дискурс является актуальной и интересной темой лингвистических исследований. В данном
докладе рассматривается одна из разновидностей развлекательного дискурса —
дискурс видеоигр, научное изучение которого в рамках гуманитарных дисциплин было
начато в 2001 г. Для развлекательного дискурса вообще и дискурса видеоигр в
частности характерно построение т.н. вторичного мира — в том числе, и
средствами языка. В настоящем докладе описаны результаты анализа искусственно
смоделированных фразеологических единиц (ФЕ), присутствующих в репликах
персонажей англоязычных видеоигр жанров фэнтези и научная фантастика. Большинство
данных ФЕ имеет интертекстуальный характер, отсылая игрока к единицам, реально
существующим в фразеологическом фонде английского языка. Ср., например, wild goose chase и wild guar chase (где guar — название вымышленного
животного); water
under the bridge и toxic run-off under the bridge (где toxic run-off ‘токсичные отходы’ — отсылка
к плачевному состоянию экологии на планете, где происходит действие игры); I am pulling your leg и I am pulling your tusk (где tusk
‘клык’ — отсылка к особенностям внешности расы орков,
к которой принадлежит говорящий) и пр. В докладе будет предпринята попытка
выделить те группы ФЕ английского языка, на основе которых вымышленные ФЕ
моделируются чаще всего (ФЕ с компонентами-зоонимами, ФЕ с соматизмами, ФЕ с
компонентами-наименованиями небесных светил), а также сделать выводы об
особенностях языковой картины вторичных миров, создаваемых в видеоиграх.