Жанры личного дискурса в России XX-XXI веков и их представление в учебных пособиях по русскому языку как иностранному
Елена Валериановна Бузальская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2018-03-20
19:00 -
19:15
Ключевые слова, аннотация
эссе, блог, автобиография, путевые заметки, дневник, путевой очерк, дискурс, речевой жанр, интерференция
Тезисы
С теоретической точки зрения данное исследование направлено на выявление отличительных черт речевых жанров личного дискурса, таких, как эссе-автобиография, дневник, автобиография, путевые заметки, блог, литературно-художественное путешествие. Разграничение моделей, положенных в основание канона речевого жанра, представляется необходимым в условиях нарастающей межжанровой интерференции, вызванной общей тенденцией к усложнению информационной структуры передаваемого сообщения и доступностью средств публичного самовыражения благодаря распространению соответствующих сайтов в сети. Согласно проведенному анализу истории существования указанных речевых жанров в пространстве культуры, а также трансформации их ведущих моделей, представляется возможным в целом предположить, что между ними в настоящее время существуют следующие связи: дневник и блог - это длящиеся в реальном времени варианты автобиографии, в то же время блог, как и путевые заметки - это подвид тематически ориентированных дневниковых записей (в первом случае отбор осуществляется согласно избранному имиджу автора в социальной сети, во втором - исходя из того, относится ли запись к предпринятому путешествию). Эссе-автобиография является публицистическим вариантом автобиографии, литературно-художественное путешествие в этом ракурсе предстает как вариант путевых заметок, выполненных в художественном стиле с включением вымышленных деталей (модифицирующих реальное пространство, описанное в заметках, в фикциональное). С прагматической точки зрения полученные результаты представляются важными как для построения фрагмента системы речевых жанров, так и для практики преподавания русского языка как иностранного, поскольку при подготовке пособий, ориентированных на формирование умений в аспекте "письмо", необходимо вводить данные жанры, обращая внимание учащихся на сходства и различия в их канонах.