Кинонарративы вменяемости
Григорий Львович Тульчинский
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
129
2018-03-22
16:00 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
актор; вменяемость; кинонарративы; мотивация
Тезисы
Кинонарратив как практика
моделирования и передачи опыта ориентирован на осмысленность или осмысление
этого опыта. Предпосылкой осмысления является наличие некоторого актора
(включая рассказчика), который выстраивает сюжет с какой-то точки зрения,
позиции, в каком-то смысле. Собственно, именно эта позиция и придает картине
связность и динамику развития.
Ранее автором были выделены три группы кинонарративов: презентации (формируются фрагментами картины, персонажами); каузальности (формируются персонажами, рассказчиком); целеполагания (формируется автором или финальным рассказчиком, или зрителем). Завершающую роль играет нарратив третьего уровня развертывающий рассказываемую историю как игру воль. В этом плане как активные, так и пассивные участники наррации предполагаются вменяемыми акторами (субъектами). Критериями их вменяемости являются наличие (или приписывание) ему, во-первых, некоей мотивации (воли), и, во-вторых, ответственности за происходящее. Палитра таких презентаций в человеческом, человекоподобном и неантропоморфном обличье чрезвычайно широка: от пассивных безвольных людей до волевых роботов и персонфицированных стихий.
В докладе предлагаются две линии анализа: критерии вменяемости персонажа и типология пределов человеческого. Сведение двух линий позволяет построить матрицу вменяемости киноперсонажа, представляющую интерес не только для осмысления и квалификации кинотекстов, но и в построении кино-видео-нарративов различного применения. Особый интерес представляет т.н.бессюжетная кинонаррация.
Ранее автором были выделены три группы кинонарративов: презентации (формируются фрагментами картины, персонажами); каузальности (формируются персонажами, рассказчиком); целеполагания (формируется автором или финальным рассказчиком, или зрителем). Завершающую роль играет нарратив третьего уровня развертывающий рассказываемую историю как игру воль. В этом плане как активные, так и пассивные участники наррации предполагаются вменяемыми акторами (субъектами). Критериями их вменяемости являются наличие (или приписывание) ему, во-первых, некоей мотивации (воли), и, во-вторых, ответственности за происходящее. Палитра таких презентаций в человеческом, человекоподобном и неантропоморфном обличье чрезвычайно широка: от пассивных безвольных людей до волевых роботов и персонфицированных стихий.
В докладе предлагаются две линии анализа: критерии вменяемости персонажа и типология пределов человеческого. Сведение двух линий позволяет построить матрицу вменяемости киноперсонажа, представляющую интерес не только для осмысления и квалификации кинотекстов, но и в построении кино-видео-нарративов различного применения. Особый интерес представляет т.н.бессюжетная кинонаррация.