XLVII Международная филологическая научная конференция

Прагматические пресуппозиции в детективном произведении

Татьяна Георгиевна Скребцова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Наталия Михайловна Марусенко
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Александр Олегович Гребенников
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

193
2018-03-21
14:45 - 15:05

Ключевые слова, аннотация

прагматическая пресуппозиция; лингвистическая прагматика; детектив; речевое воздействие; языковое манипулирование



Тезисы

Известное в логике понятие пресуппозиции применяется к анализу особенностей речевого воздействия и манипулирования в литературе детективного жанра. Классический детектив, будучи особым жанром художественной литературы, обладает своей характерной тематикой и композицией. Отличительной чертой жанра является необходимость сохранения интриги вплоть до последних страниц детективного произведения. Фактически речь идет о попытках авторов детектива манипулировать сознанием читателя. В данном случае речь идет о прагматической пресуппозиции, которую можно определить как ряд положений, допускаемых говорящим относительно того, что адресат склонен принять на веру. В докладе рассматривается ряд классических английских детективов, построенных на использовании различных сомнительных приемов, которые, хотя и не запрещены законами жанра, создают впечатление злоупотребления читательским доверием: произведения А. Кристи (романы «После похорон» и «Десять негритят», пьеса «Мышеловка», рассказ «Свидетель обвинения»), а также к роман «Джентльмены и игроки» современной британской писательницы Дж. Харрис. По мнению авторов, подобные примеры, несмотря на их разнородность, могут быть объединены в одну категорию по признаку нарушения имеющихся у читателя прагматических пресуппозиций. Показано, что манипулятивные приемы, о которых идет речь, относятся к виду обмана, затрагивающему столь глубинные аспекты содержания, что их просто не приходит в голову подвергать сомнению. Эту своеобразную игру авторов с границами дозволенного можно оценить как проявление высшего мастерства в данном жанре.